Алла Ивановна Возиян
Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников в условиях ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников в условиях ФГОС ДО
Одной из личностных предпосылок формирования основ учебной деятельности, является развитие познавательных способностей ребенка, : а именно,
(слайд №2)любознательности, инициативности, самостоятельности, интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, способности к волевым усилиям мотивации в достижении успеха.
Публикация «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников в условиях ФГОС ДО» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В России реализация прав всех детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач в области образования. Она подтверждается и в закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. Для современной системы образования становится значимой инклюзия, Инклюзивному образованию уделяется особое внимание во ФГОС. Инклюзивное образование - это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по федеральным государственным стандартам с учетом его особых образовательных потребностей. В нашем случае –это дети с онр.
(слайд№ 3) Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются не сформированы основные компоненты языковой системы, наблюдаются трудности в общении, самовыражении. Также дети с ОНР имеют свои особенности в развитии и обучении :
• неустойчивость внимания и памяти (не могут подолгу сосредотачиваться и плохо запоминают сложные словесные конструкции)
• зрительное восприятие характеризуется недостаточностью видения целостного образа предметов,
• недостаточная сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и особенно обобщения и классификации.
• низкий уровень понимания словесных инструкций (они путают порядок действий или пропускают какой-то из пунктов)
• слабо развита регулирующая функции речи,
• не сформировано чувство контроля за собственной деятельностью,
• эмоциональная неустойчивость в их поведении, которая характеризуется негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, раздражительностью, двигательной расторможенностью, они не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. их настроение быстро меняется. Эти дети довольно быстро утомляются. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия.
• мелкая моторика рук также развита плохо : как правило, дети имеют недостаточную координацию пальцев. Им сложно выполнять точные и скоординированные движения, поэтому они уступают в ловкости и быстроте реакций и действий своим сверстникам.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
. (слайд №4) Работая в комбинированной группе,т. е в группе, где есть дети, обучающиеся по общеразвивающей программе и дети с общим недоразвитием речи я определила, что одним из эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является экспериментирование, поскольку позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах, развивает мыслительную деятельность. В ходе экспериментирования дети учатся :
- ставить проблему,
-собирать и обрабатывать информацию, высказывать предположение
- самостоятельно проводить нужные действия для решения проблемы
-анализировать полученные результаты, делать выводы,
В дошкольном возрасте доступны следующие виды экспериментирования :
(слайд №5)экспериментальная деятельность, организуемая взрослым, который ставит определенные дидактические задачи, обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения
(слайд№6)Экспериментирование по инициативе ребенка, где ребенок выступает как полноценный субъект деятельности : самостоятельно ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Однако надо отметить, что использование метода экспериментирования в логопедической группе имеет свою специфику и особенности: деятельность надо организовать по принципу: последовательно, пошагово, доступно, эмоционально, наглядно постепенно систематично усложняя, терпеливо добиваться того, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.
(слайд№7) При систематически организованной исследовательской деятельности у детей перед поступлением в 1 класс должны сформироваться :
-представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами окружающего мира и человеком;
-пространственные и временные представления
- основы словесно-логического мышления, мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- различные виды памяти, умение удержать структуру сложных инструкций,
-самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата. умение планировать свою деятельность, т. е предпосылки внутреннего самоконтроля;
- речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
(слайд№8 и№9)Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с родителями. В образовательном учреждении проводились Дни открытых дверей с показом занятий, родительские собрания с практическими заданиями и мастер- классами,была организована фотовыставка с домашним заданием «Вулканы»; с участием родителей собираются коллекции по различным темам, изготавливаются макеты окружающей среды.
Т. к 7- ро детей с общим нарушением речи будут продолжать обучение в нашем комплексе, психологом было проведено диагностическое исследование интеллектуальной готовности к обучению в школе. Результаты позволили распределить детей по уровням проявления интеллектуальной зрелости следующим образом (слайд№10) это ребенок двуязычный его речь полноценно не сформирована на русском языке, соответственно разрушается сама структура мысли и попытки самовыражения терпят неудачу, которая вытекает в уровне близком к достаточном.
(слайд№11)По полученным результатам, учителям будущих первоклассников хотелось бы рекомендовать оптимальный маршрут обучения детей с ОНР.
создавать «сопроводительные листы» с указанием их деятельности;
использовать как можно больше наглядного материала: картинки, схемы, опорные карты, пиктограммы, многократный показ
инструкция деятельности должна быть дробная, пошаговая, четкая, в слегка замедленном темпе;
важно дать алгоритм деятельности. Алгоритм сначала проговаривается взрослым, а потом ребенком;
введение новых слов в словарь требует больше времени: слово многократно растолковывается с опорой на картинный материал или на уже знакомые слова;
при письме необходимо более длительное время на зрительный образец и проговаривание;
необходимо сравнивать ребенка только с самим собой и хвалить его только за прогресс относительно самого себя.