Татьяна Семакина
Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная августовская педагогическая конференция
Тема: «Детское экспериментирование как средство
развития познавательного интереса у детей среднего
дошкольного возраста»
Воспитатель: Семакина Т. Е
Слайд 2
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему? ”
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте оно является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Слайд 3
В течение прошедшего учебного года в детском саду решалась годовая задача по развитию познавательного интереса у детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.
На слайде вы можете видеть задачи, которые были поставлены нами для познавательного развития детей в средней группе.
Слайд 4
Экспериментально-исследовательская деятельность состояла из следующих блоков педагогического процесса:
1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
2. Совместная деятельность с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Организация предметно-развивающей среды.
5. Совместная работа с родителями.
Слайд 5
На занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности были использованы разнообразные методические приемы: введение сказочного персонажа, показ слайд-презентации, создание игровой проблемной ситуации: как надуть самый большой мыльный пузырь; почему мяч катится, а куб нет; почему нельзя построить дом из сухого песка; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; какой волшебницей может быть вода – растворяет, отражает и другие ее свойства. Все эти вопросы заставляли детей думать, сопоставлять и делать самостоятельные выводы.
Дети от своих открытий испытали большую радость, удивление и даже восторг, которые вызвали у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживалось на всех этапах проведения эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете, об увиденном. Описание исследуемого явления или объекта расширило и пополнило словарный запас воспитанников.
Слайд 6
Процесс исследовательской деятельности проходил в течение всего дня. В свободной деятельности дети использовали для игр песок, воду, вертушки для игры с ветром, рассматривали и исследовали окружающие их материалы и объекты неживой и живой природы.
В подвижных играх в беге на скорость по различной траектории движения, дети, совместно с воспитателем, сделали вывод: побеждает тот, кто бежит по прямой линии, потому что она короче, чем кривая.
Словесные игры: "Найди лишнее?", "Что как звучит" и др. развили у детей внимание, воображение, память, обогатили знания об окружающем мире.
Слайд 7
На прогулке дети закрепляли полученные знания. Например, дети замечают, что снег лежит и не тает, а стоит взять его в руки - превращается в воду. Почему? Пришли в группу начали искать ответы. Сделали вывод, что снег в тепле превращается в воду. Уже самостоятельно определяют качества песка — сухой, влажный и выкладывают формы из влажного песка («День рожденья куклы Маши»). Наблюдают за явлениями природы, слушают окружающие их звуки. По результатам наблюдений делали зарисовки, элементарные карты-схемы, вели дневник наблюдений.
Тем самым у детей закладывались основы экологической культуры, бережного отношения к природе, осознания ее ценности и уникальности.
Слайд 8
Для создания условий для детского экспериментирования немаловажное значение в развитии детской познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В связи с этим в группе был обновлен и пополнен материалом центр экспериментирования, мы подобрали разнообразное оборудование, емкости, трубочки, лупы, измерительные приборы, компас, бинокль; губка, пенопласт, поролон, и т. д., природный материал (камни, глину, песок, шишки, мох, листья и др., утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы и другие материалы, которые были оформлены в современные пластиковые контейнеры.
Кроме того, был систематизирован дидактический и наглядный материал для проведения занятий с детьми, обновлены каталоги и картотеки игр, опытов, исследований, наблюдений.
Слайд 9
Чтобы работа с дошкольниками была эффективной и системной, необходимо повысить педагогическую компетентность родителей. Для этого были проведены консультации: «Экспериментируем дома», «Игры на кухне», «Как правильно ответить на детское «почему?» А затем родители вместе с детьми дома проводили занимательные опыты и эксперименты, и изготовили книжки-малышки по результатам своих исследований. В апреле с родителями группы был проведен круглый стол на тему «Любознательность – не порок!», на котором они поделились своими впечатлениями о проведенной с детьми совместной работе.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители продолжают делиться своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.
Слайд 10
Таким образом, экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Слайд 11
Расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы и их свойствах; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности : самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Слайд 12
Спасибо за внимание!