Вера Иванова
Детско-родительский клуб «Учимся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «Детский сад №5 «Аистёнок»
Детско-родительский клуб «Учимся играя"
Подготовила:
Учитель-логопед Иванова В. В.
Волхов
2018
Игра «Что нас объединяет».
…Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
Темочки:
В. Сухомлинский
Свое выступление мне хочется начать с притчи: «Рука помощи»
В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный кричал, прося о помощи.
Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего.
«Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота».
Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь.
«Дай же мне руку», - все повторял ему человек.
В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».
Так и педагоги детского сада всегда готовы протянуть руку помощи семьям своих воспитанников. Ведь подобно, тонущему из притчи, многие родители не могут сказать, а некоторые даже не осознают, что им нужна помощь. Помощь в налаживании детско-родительских отношений, в создании благоприятного эмоционального климата в семье, да и в повышении педагогической грамотности, ведь все это способствует становлению «успешного родителя».
Ведь что для человека самое главное, самое дорогое, важное, с чего начинается жизнь каждого из нас…. (конечно же, это семья).
Семья – это мы. Семья – это я. Семья – это папа и мама моя. Семья – это Андрюша, братишка родной. Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это крёстные тёти и дяди. Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом. Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят и ждут и не помнят о злом. Семья – это то, что мы делим на всех. Всем понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и падение, радость, печаль. Дружбу и ссоры, молчания печать.
Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце на веке останется в нём!
Понятие «семья» можно рассматривать шире, чем люди связанные кровным родством. Например, мы с радостью и удовольствием считаем нашу группу большой и дружной семьёй. В нашей большой семье 53 человека – это папы, мамы, дети, педагоги и специалисты группы.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, и будут способствовать формированию активной родительской позиции.
Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Родительский клуб направлен на взаимодействие дошкольного учреждения и семьи, на развитие творческих способностей детей и родителей и вовлечение семьи в игровое пространство ДОУ, трансляцию опыта семейного воспитания, создание благоприятного эмоционального климата в семье. Так как наша группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, особое внимание мы уделяем речевому развитию детей.
Занятия в Клубе дают возможность в дружеской атмосфере оказать теоретическую и практическую поддержку родителям в развитии речи детей, коррекции и профилактике речевых нарушений и связанных с ними познавательных эмоционально-волевых нарушений.
Родительский клуб – это поддерживающее, уютное пространство, в котором возможно в безопасной и дружественной атмосфере обсудить значимые родительские темы, узнать новую информацию, поделиться личным опытом, услышать занимательные истории, посмотреть на свои проблемы со стороны. В Клубе все равны и каждый важен.
Родительский клуб – это место, где родители всегда могут получить поддержку и помощь, рекомендации и советы, внимание и участие в воспитании и обучении ребенка.
Чем же может помочь родительский клуб? Для чего он нужен? Чего мы ожидаем от него?
Родительский клуб может помочь в следующем:
1. ощутить теплую и поддерживающую атмосферу в клубе;
2. узнать о своих детях то, чего раньше не знал;
3. посмотреть на свои взаимоотношения с ребенком, детьми со стороны и увидеть свои трудности, преодолеть их;
4. провести интересно и с пользой для себя время;
5. почувствовать свою ценность как родителя;
6. ощутить себя более психологически подкованным в вопросах детской психологии.
7. есть возможность увидеть негативный семейный сценарий и постепенно начать выходить из него;
8. узнать информацию опосредованно, через интересные игры и упражнения;
9. ощутить, что не одинок со своими трудностями.
Основная цель работы Клуба: формирование активной сознательной позиции родителей к процессу коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями посредством игрового взаимодействия с ними.
Задачи работы Клуба:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого и познавательного развития детей.
• Обучить родителей конкретным игровым методам приёмам, способствующим развитию детей.
• Привлечь специалистов к работе Клуба с целью формирования у родителей представлений и практических умений в разных областях развития ребенка.
• Побудить к обсуждению и распространению личного опыта родителей среди членов клуба.
• Создать условия для выхода на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив.
Участники Клуба руководствуются принципами добровольности, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения.
Принципы работы родительского Клуба:
• участвовать в работе клуба на добровольной основе;
• учитывать пожелания и предложения участников Клуба;
• строить общение на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, толерантности;
• творчески подходить к работе Клуба.
Мероприятия с родителями в рамках родительского Клуба мы разделили на два направления совместной работы:
1. Обучение практическим умениям и просвещение.
2. Вовлечение в образовательный процесс.
Работу первого направления реализуем через совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: мастер классы, семинары - практикумы, «педагогические гостиные», обсуждение и распространение семейного опыта, тренинги, папки-раскладушки и буклеты. В рамках родительского Клуба появляется возможность организации тематических встреч – диалога между родителями и специалистами. Клуб дает возможность обсуждать интересующие родителей вопросы со специалистами, а также друг с другом. Ведь у каждого родителя имеется свой ценный опыт, которым он может поделиться с другими родителями.
Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует набор информационных материалов, которые раздаются родителям.
Работа второго направления осуществляется через совместные мероприятия: участие родителей в НОД в т. ч. и в роли педагогов, в совместных детско – родительских встречах, выпуск газет «Семейный опыт». Выступления родителей в рамках встреч родительского клуба (по оговоренной заранее теме).
Основные формы работы родительского Клуба:
Круглый стол
Беседа
Семинар – практикум
Мастер-класс
Тренинг
Планирование работы Клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы Родительского Клуба, так и особенностей развития и воспитания ребенка в семье.
Коллективное заседание членов клуба проводится 1 раз в месяц.
На первом организационном собрании, в ходе обсуждения наиболее привлекательных для родителей форм взаимодействия с ДОУ, пришли к единому мнению, о необходимости создания Родительского Клуба. Вместе с родителями мы выработали принципы и правила работы Родительского Клуба, обсудили тематику дальнейших встреч, которая и легла в основу его названия «Учимся играя».
И наш Клуб открыл свои двери детям и родителям в начале октября 2017 года.
Реализуя первое направление деятельности Клуба, мы познакомили родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста и обучили их играм, направленным на речевое и познавательное развитие детей. Непосредственно в игровом тренинге родители познакомились с комплексом артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, кинезиологическими упражнениями, поучаствовали в играх, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.
После получения родителями теоретических и практических навыков, мы приступили к реализации второго направления мероприятий с родителями, а именно к вовлечению их в образовательный процесс. Большой интерес у родителей вызывают мастер-классы и семинары-практикумы, в которых они участвуют вместе с детьми. Все наши встречи проходят в игровой форме. Это может быть и встреча со сказочным героем, и путешествие по волшебной стране, и квест-игра.
Очень отрадно, что после проведения наших встреч некоторые родители захотели поделиться своим опытом и научить других участников Родительского Клуба, и тем самым почувствовать себя в роли субъектов образовательного процесса. Поэтому мы начали практиковать такую форму, как приглашение родителей для проведения ими непосредственно - образовательной деятельности.
Учитель-логопед: Несмотря на то, что наш Клуб существует всего четыре месяца, мы замечаем, что родители стали активнее проявлять интерес к жизни группы и успехам своих детей, наша большая семья стало еще более сплоченной. Подтверждением эффективности взаимодействия с родителями в форме Родительского Клуба, являются доверительные отношения между членами Клуба, увеличение количества родителей – активных участников и помощников образовательного процесса, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей, освоение конкретных приемов коррекционно-развивающей работы с детьми, распространение семейного опыта среди членов Клуба.
Практически каждое заседание Родительского Клуба завершается выставкой детско-родительских работ, выполненных в ходе практической деятельности Клуба.
И уже стало традицией завершать встречи Родительского Клуба выдачей памяток и буклетов, знакомясь с которыми, родители могут самостоятельно дома вместе со своим ребенком провести полезные и интересные игры.
И нашу презентацию мы также завершаем в соответствии с традицией нашего Клуба.
Спасибо за внимание!