Коваленко Олеся Олеговна
День самоуправления в ДОУ как один из способов создания условий для развития активной позиции родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений работы нашего детского сада в целом и в частности моей группы является взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие детского сада и семьи имеет большое положительное значение для ребенка. Когда каждый день ребенок перемещается из одного мира в другой, из домашнего мира в мир детского сада и обратно, разница между воспитанием в детском саду и воспитанием в семье может препятствовать достижению главной цели-воспитанию развитого здорового ребенка, которого любят и о котором заботятся. И напротив, взаимодействие между семьей и детским садом дает ребенку ощущение безопасности и уверенности. У ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов его семьи принимает положительное участие в жизни детского сада, даже если это участие носит редкий и непродолжительный характер.
Публикация «День самоуправления в ДОУ как один из способов создания условий для развития активной позиции родителей» размещена в разделах
Когда кто-то из членов семьи привлечен к работе в группе, это усиливает стремление ребенка к достижению успеха. У педагогов же формируется чувство уважения по отношению к семье этого ребенка, что положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду. Дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем. В конечном итоге детский сад становится фактором положительного воздействия на всю семью.
Отношение к детскому саду у родителей не однозначно. Одни считают, что работа воспитателей не представляет ничего сложного, и быть воспитателем это очень легко. Другие родители искренне удивляются, как можно справиться с таким количеством детей, организовать их и дать им определённый запас знаний и умений, которые пригодятся им в дальнейшей жизни за пределами сада. Третьи – возлагают всю ответственность по воспитанию детей на детский сад, не желая вникать в суть проблемы. Очень часто от таких родителей ребёнок слышит : «Что ты сегодня кушал?», «Не обижал ли тебя кто-нибудь в детском саду?». Образовательная миссия детского сада для таких родителей сводится к минимуму.
Тем не менее, следует признать, что современные родители в большинстве всё же очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании своих детей. Многие из них проявляют высокую степень активности в сотрудничестве с детским садом. Они высказываются о том, что хотели бы иметь полное представление о внутренней жизни детского сада. Новые тенденции в изменяющейся социально-культурной ситуации активизируют нас, педагогов ДОУ, и мотивируют искать всё новые и новые формы сотрудничества и партнёрства с семьями воспитанников.
В качестве новой эффективной формы партнёрских отношений с семьёй мы решили попробовать День самоуправления в детском саду. В этот день родители берут на себя роль воспитателей и проводят всю образовательную и воспитательную деятельность самостоятельно. Теперь для нас это уже добрая традиция. Мамам и папам идея нравится – каждый раз с большим энтузиазмом и желанием они принимаются за дело.
Нашей целью являлось привлечение родителей к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ через инновационную форму и реализация важного на сегодняшний день принципа организации работы с семьёй – открытости детского сада для семьи.
Мы поставили перед собой ряд задач:
1. Расширить представления родителей о профессиональной деятельности педагогов ДОУ;
2. Укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями;
3. Оказать психолого-педагогическую поддержку семьям и повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
4. Оказать методическую и психологическую помощь родителям, которые решили принять участие в Дне самоуправления.
Естественно, что проведению данного мероприятия предшествовала тщательная подготовка. Сначала мы подробно познакомили их с режимом работы детского сада в целом и групп в частности. Далее распределили круг обязанностей между родителями, учитывая их пожелание и временные ресурсы. Большую активность проявили мамы, они пожелали провести утренний приём детей, утреннюю гимнастику, режимные моменты, организовать дидактические игры и НОД. Папы откликнулись на проведение прогулки.
Воспитатели провели консультирование родителей по поводу предстоящего мероприятия, помогли в составлении конспектов НОД и подготовке необходимых материалов, дали рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения режимных моментов и прогулок, обговорили внешний вид родителей, наличие спортивной формы для тех родителей, которые решили проводить утреннюю гимнастику или занятия по физической культуре.
Обязательным было проведение инструктажа для родителей – участников мероприятия по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности, ППБ.
С начала рабочего дня родители воспитанников активно включились в педагогическую деятельность. Все режимные моменты – приём детей, утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры соответствовали плану образовательного процесса на данный день. Но все эти режимные моменты проводили не педагоги, а родители. Родителям представилась уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри».
У них возросло чувство уважения к самим себе вместе с осознанием своих собственных возможностей. Есть и другие плюсы для родителей, принявших активное участие в организации Дня самоуправления, а именно:
- наблюдение за своими собственными детьми на фоне других детей того же возраста, позволяющее родителям лучше разобраться в вопросах развития ребенка и дома применять более подходящие методы воспитания;
- более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- возможность для родителей поработать в профессиональной среде, которая может побудить их к получению дополнительного образования или поступлению на какие-то курсы, а может даже превратится в постоянную работу;
- более глубокое понимание родителями процесса воспитания, и его возможностей и тех сложностей, которые с этим связаны.
Что же касается детей, то их нисколько не смутило присутствие родителей. Они так же были активны и помогали новым «воспитателям». Выполняли все задания с радостью. Думаю, что этот день запомнился ребятам надолго, как родителям и воспитателям.
В этом году мы немного изменили содержание Дня самоуправления. Мы предложили папам принять участие в чтении художественной литературы детям. На что папы охотно согласились, но и мамы и бабушки не остались в стороне. Чтение художественных произведений сопровождалось показом иллюстраций, театрализацией, рисованием любимых героев.
В качестве благоприятного завершения Дня самоуправления родители получили приглашение на обсуждение итогов совместного мероприятия в рамках круглого стола, где им вручили благодарственные письма и памятные магниты. Позже администратор сайта ДОУ представил подробный фотоотчёт о проведённом мероприятии.
Трудности, которые испытывали родители :
1. решиться принять участие в мероприятии;
2. опасение того, что собственный ребёнок будет мешать уделять внимание другим детям группы;
3. действовать в соответствии с режимом и планом;
4. ориентироваться в нестандартных, незапланированных условиях (вопросы детей, урегулирование конфликтных ситуаций, мотивация детей);
5. организовать деятельность большого количества детей в связи с высокой наполняемостью групп;
6. выделить время на участие в мероприятии в силу загруженности на работе.
По итогам работы мы определили дальнейшие планы:
1. в ходе организационного этапа увеличить время обучения родителей;
2. привлекать больший процент родителей;
3. обогатить содержание Дня самоуправления родительскими мастер-классами;
4. увеличить количество «Дней самоуправления» в течение года.
Участие родителей в образовательной деятельности безусловно очень важно. И наша задача вовлекать родителей как можно активнее в этот процесс. Роль педагога привлекательна для родителей, и они с удовольствием включаются в воспитательно-образовательный процесс.