Получи документы

Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Екатерина Комарова
Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

С самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т. е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Цель данной работы заключается в изучении и обобщении теоретического и практического опыта по теме.

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос духовно – нравственного воспитания.

В соответствии свыше сказанным были поставлены следующие задачи:

- Дать определение понятию «духовно – нравственное воспитание»;

- Перечислить задачи духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

- Представить классификацию декоративно – прикладного искусства (далее ДПИ);

- Обобщить педагогический опыт по духовно – нравственному воспитанию дошкольников средствами ДПИ.

Духовно-нравственное воспитание - это многогранный целенаправленный процесс приобщения ребёнка к духовно- нравственным ценностям, идеалам, эмоционально-чувственное и нравственно-познавательное развитие, формирование ценностных ориентаций и субъектной позиции по отношению к природе, обществу, родителям, семье, народу, другим людям и самому себе, своим жизненным целям.

Дошкольным учреждениям в области духовно-нравственного воспитания дошкольников необходимо решать следующие задачи:

*Воспитание нравственных и эстетических чувств;

*Формирование базисных основ личности;

*Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

*Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

*Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.

Поставленные задачи могут реализоваться через следующие формы воспитательно - образовательного процесса: непосредственная образовательная деятельность; педагогические проекты; мастер - классы; творческие объединения педагогов; кружковая деятельность; досуги, развлечения; экскурсии; конкурсы, выставки.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Основная задача духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста - это раскрытие душевных сил ребёнка; сохранение душевной чистоты; формирование его внутренней свободы; побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром; воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и потребности в совершенствовании окружающего мира с помощью своего мироотношения.

Декоративно-прикладное искусство – одно из средств духовно - нравственного воспитания – учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека.

И так, декоративно – прикладное искусство определяют, как – (от латинского deco — украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта, жилища, архитектурных сооружений и комплексов, улиц, парков, а так же для украшения одежды, плательных и декоративных тканей, ковров, мебели, художественного стекла, фарфора, фаянса, ювелирных и других художественных изделий.

В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:

- по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево,

- по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д. ,

- по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки).

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий. Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основная классификация народных промыслов России являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ДПИ как никакой другой вид учебно – творческой работы с дошкольниками развивает у них: трудовые умения и навыки; психологическую и практическую подготовку к труду; раскрывает красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров; формирует эстетический вкус и идеал.

Декоративно-прикладное творчество один из видов изобразительного искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. ДПИ является источником творческой деятельности.

В декоративно – прикладном искусстве используются основные направления:

1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Данные направления помогают в воспитании детей таких качеств как духовность, и нравственность, развивают в ребенке творческую личность.

Эти направления раскрываются по ознакомлению детей со следующим:

Матрешки

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается и представляет еще фигурку, точнее несколько.

Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду. Работа проводится с детьми старшей и подготовительной к школе групп.

Основные задачи можно сформулировать так:

1. Научить дошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору).

2. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

3. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

1). Рассматривание и описание детьми матрешек.

2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах.

3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Работа проходит в несколько этапов:

а) изучение представлений детей о матрешке.

б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

в) умение различать матрешек по форме, цвету, узору, по месту производства.

г) составление сказок и рассказов о матрешке.

д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей.

Дымковская игрушка

Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Основные задачи:

1. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек (старшая группа);

2. Лепка и роспись дымковских игрушек (подготовительная группа).

Здесь ребята учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т. е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало освоения лепных форм.

Хохлома

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».

В росписях хохломы преобладают растительные мотивы, однако встречаются и изображения птиц. Злотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, преображенные фантазией художника, сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно – красную гамму с золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зеленый, желтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи еще большей яркости и нарядности.

Образная выразительность хохломы достигается за счет композиционного единства травных узоров с формой и размерами деревянной посуды.

Хохломой расписывают еще и целые наборы посуды, а также украшают детские стульчики, столы, кресла и другую мебель. Для формирования хохломского орнамента большое значение имеет смелый кистевой мазок, широта письма.

Сегодня хохлому называют золотой не только за красоту, но еще и за цену. Она дорого стоит, так как ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.

Городец

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшенный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазочках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти!

Цветы, старые мастера, писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд. Присмотревшись, можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках на стену. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично!

Важные изменения произошли в Городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось на характере декора. Ведущим в росписи становится растительный орнамент. Масляные краски позволяют добиться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сделать сиреневым, а другой – малиновым.

Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Палитра Городецкой росписи красочна и разнообразна. Золотые, зеленые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов.

Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками, как дорогое шитье жемчугом». Некоторые изделия так и называются – «жемчужными».

Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.

В творчестве Городецких мастеров появилось удивительное чувство декоративности, передающее праздничность традиционной росписи.

В наше время художники промысла разрабатывают новый ассортимент изделий: разнообразные кухонные наборы, разделочные доски, декоративные поставки, солонки, хлебницы, сундучки-укладки, ларцы, шкатулки, ложки, игрушки – и по-прежнему украшают их Городецкой росписью.

Создавая изделие, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу же кисточкой выполняет роспись: появляются цветы и деревья, лица кавалеров и барышень, кони и птицы. Линии и краски взрываются ярким фейерверком орнаментов Городецкой росписи.

Гжельская керамика

В старину мастера из Гжели хотели сотворить такую посуду, которая могла бы поспорить с дорогим фарфором и была бы неповторимой, запоминающейся. Они создали свой особый стиль росписи. Их цветы, птиц, зверей не спутаешь с другими. Гжельских мастеров вдохновила прохлада синих вечеров, голубизна неба и родные белоснежные просторы.

Родина фарфора с синей росписью – Раменский район Подмосковья. Гжель – название одного из сел, ставшее собирательным для нескольких сел и деревень округи, в которых занимались гончарным промыслом. В предшествующие столетия гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно именно в полуфаянсе синий цвет становится классическим. Создается новый изобразительный язык торжества синего на белом. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных приемах росписи и органичных формах изделий. Образы Гжели вызывают волнующее чувство соприкосновения с природой.

У каждого мастера свой почерк: мазок то уже, то шире, тонкая линия изгибается плавно или упруго, листочки то больше, то меньше. Вот почему даже в массовых изделиях Гжели не встретишь скучного однообразия росписи.

Кроме посуды гжельские умельцы делают мелкую скульптуру – сценки из жизни и пронизанные юмором композиции: здесь можно увидеть, как одна хозяйка доит корову, другая раздувает сапогом самовар, третья пряжу прядет да песни поет. Могут вылепить мастера петушков, коней и даже скульптурные сосуды. А сказочный рыба-кит, на спине которого расположился целый город, может оказаться масленкой или шкатулкой.

Традиции и новизна, красота и польза сочетаются в современных работах гжельских мастеров.

Филимоновская игрушка

Появилась в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из нее лепят, вытягивая форму, поэтому они такие стройные.

Самое удивительное происходит, когда темную синеватую глину ставят в печь. После обжига она становится белоснежной. Бери и раскрашивай. Наряд филимоновской игрушки связан со старинными символами-оберегами.

Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких полосок. Красная, зеленая, и наоборот, зеленая, красная. Фон желтый. Полоски повторяются, выстраивая выразительный ритм – «тигровость».

Полоски, крестики, круги, звездочки, солнышки, волнистые линии, точки, елочки сочетаются с гладко окрашенными частями.

Рябит в глазах полосатое трехцветье, привораживает игрушка особым орнаментальным узорочьем. Нарядно расписывают женские фигурки, причем не только полосами, но и розетками, треугольниками, цветами.

«Любота» - это знакомые образы – барыня и солдат, они слеплены парой, на одной «земле». Жених с невестой милуются, друг дружкой любуются и пляшут.

Все филимоновские звери – свистульки. Среди персонажей больше домашних животных, коней, собак, баранов, кур и петухов. Характерные черты этих животных: маленькая голова на длинной шее, гибкое тело, ноги-подставки и хвост-свисток.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к России. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус и духовно – нравственные качества личности.

Цель моей работы в кружке - формирование и развитие основ художественной культуры ребенка и духовно – нравственное воспитание через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи ставлю перед собой следующие:

- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

- Приобщение к эстетической культуре;

- Формирование духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса;

- Развитие художественно-творческих способностей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

- Развивать мелкую моторику рук детей;

- Обогащать словарный запас.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством в кружке:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-галерее;

• Выставки детских работ в детском саду и на мероприятиях города;

• Дидактические игры;

• Использование силуэтного моделирования;

• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

• Использование физкультурных минуток.

В работе использую различные методы и приемы:

- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

- эвристический (развитие находчивости и активности);

- частично-поисковый;

- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;

- мотивационный (убеждение, поощрение);

- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Формы занятий использую следующие: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

• На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);

• На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).

Результат моей работы:

• Дети имеют представление о народных промыслах и различают их;

• Приобретают практические умения по работе с различными изобразительными материалами;

• У детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа;

• Развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;

• Приобретают трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.

Важность работы по декоративно – прикладному искусству заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры.

Таким образом, моя работа с детьми предполагает развитие творческой, духовно - нравственной личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2020 в 14:23
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Комарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД