Елена Тищенко
Деятельность учителя-логопеда в области социализации воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всей коррекционной работы в нашем детском саду создаются условия для социализации детей с нарушениями речи. В настоящее время контингент детей в нашем ДОУ достаточно разнообразен по уровню речевого развития. Нарушение речи – одна из причин, мешающая социализации ребёнка. На момент вступления детей в период старшего дошкольного возраста, больше половины всех воспитанников имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничение в их социализации.
Публикация «Деятельность учителя-логопеда в области социализации воспитанников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Прежде, чем преступить к работе по коррекции речевых нарушений у детей, провожу обследование каждого ребёнка, опираясь на технологию Грибовой, собираю анамнез, беседую с родителями и педагогами ДОУ. Все данные заносятся в речевую карту ребёнка. Затем на основе полученных данных обследования совместно с педагогом – психологом ДОУ составляем социальный паспорт на каждого ребёнка.
Такая система работы помогает мне определить цели и задачи коррекционной работы. При проведении диагностики нами проводится обследование детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, по трем параметрам процесса социализации – самооценка, социальный статус в группе и усвоение социальных норм. При изучении процесса социализации используются следующие методики: «Лесенка», «Два домика» и «Сюжетные картинки». Результаты исследования показывают, что дети, имеющие нарушения речи испытывают определенные трудности в усвоении социальных норм, приводит к затруднению процесса общения, к нарушению связей с социальным окружением, культурой, как одними из главных источников развития.
Далее нашем детском саду для социализации детей с нарушениями речи я стараюсь создавать определённые условия для того, чтобы ребёнок мог постепенно, плавно входить в среду сверстников, мог спокойно общаться с детьми и взрослыми:
• Занимаю позицию сотрудничества, помогая тем самым детям пережить реальность освоения мира, построить в нём свои отношения с другими людьми;
• Среда логопедического кабинета и группы наполнена самыми разнообразными предметами, вещами, созданными и подобранными с чёткой целью, социальны при первом же приближении;
• Провожу индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия, направленные на устранение речевых нарушений;
• Провожу совместные мероприятия с педагогом – психологом, музыкальным руководителем, воспитателем :
- Включение детей в театрализованную деятельность;
- Совместные занятия;
- Участие в развлечениях, утренниках;
- Проведение экскурсий в школу и т. д. ;
• Оказываю консультации и провожу занятия по коррекции речи на консультативном пункте ДОУ;
• Просвещаю воспитателей и родителей, организую совместную деятельность по вопросам социализации ребёнка с речевыми нарушениями;
• Участвуем с детьми в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.
Данная работа по социализации проводится логопедом, воспитателями, педагогом - психологом и родителями в тесном содружестве, стремлении к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе.
В результате моей многолетней практики при систематическом индивидуальном подходе, при использовании специальных коррекционных приёмов и методов работы, во взаимосвязи с родителями, воспитателями, другими узкими специалистами, у моих воспитанников формируется красивая и грамматически правильная речь. Именно такая речь позволяет пройти этап социализации в детском саду, затем в школе, а также достичь результатов в профессиональной деятельности.