Ирина Манина
Родительское собрание в первой младшей группе «Давайте познакомимся! Адаптация детей к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Брусничка» г. Тарко – Сале Пуровского района
Родительское собрание в первой младшей группе
«Давайте познакомимся!
Адаптация детей к детскому саду»
Подготовила: Манина И. В., воспитатель
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Давайте познакомимся! Адаптация детей к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. Задачи: 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме. 2. Познакомить родителей с особенностями образовательной и воспитательной работы. 3. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.
Ход собрания
Воспитатель: Здравствуйте! Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. Для начала давайте познакомимся. Встаньте, пожалуйста, в круг. Мы будем знакомиться при помощи волшебного клубка. Берём в руки клубок, обматываем вокруг пальчика ниточку и сообщаем немного о себе, например, я, Манина Ирина Владимировна, воспитатель ваших деток, и передаю клубок дальше по цепочке. Вы сообщаете чья Вы мама или папа, свои увлечения, можно немного о своей семье. Таким образом, передаём мяч по кругу и знакомимся.
Воспитатель: Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы с нами согласитесь!
Воспитатель: Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьёзным вопросам. С приходом в детский сад у ваших детей всё стало по-новому. Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один общий коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – это значить учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы и папы, бабушки и дедушки. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители, воспитатель бессилен. Только сообща, всё вместе, мы преодолеем всё трудности в воспитании детей.
Воспитатель: Сейчас мы вам предлагаем занять места за нашим круглым столом и немного пообщаться друг с другом. Сначала хотелось бы вам рассказать, что такое адаптация.
Воспитатель: Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка.
Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4 - 6 месяцев, а у некоторых детей - после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте замедляют их окончательное привыкание к детскому саду.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми и т. п.) - это дети от 1 года до 3 лет. Для таких детей адаптация - это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребёнка.
Семье ребёнка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребёнка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, т. е. привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребёнка.
Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и думают, что всему ребёнка должны научить в садике или он сам когда -нибудь научится; другая часть - что ребёнку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление особой одарённости ребёнка; и только небольшая часть родителей детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определённый режим; как правило, у таких детей хорошо развита речь.
Исходя из всего выше сказанного, хочу обратиться к вам уважаемые родители с такой просьбой :
- Занимайтесь со своим ребё нком: т. е. учите его самостоятельно обслуживать себя - одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак не памперсами.
- Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя бы на момент привыкания ребёнка к дошкольному учреждению.
- Настраивайте ребёнка на детский сад только положительно, чтобы не было проблем при расставании с родителями по утрам.
- Общайтесь с ребёнком, не отмахивайтесь от его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявите заинтересованность в своём ребёнке! И у вашего ребёнка не будет проблем в речевом и умственном развитии.
- И последняя просьба: старайтесь, чтобы ваш ребёнок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребёнка! Я прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, но всё-таки найдите компромиссное решение этой проблеме. Пожалуйста, приложите усилия в решении данных проблем, ведь это ваш ребёнок и вы должны быть заинтересованы в его успешном развитии.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведёт к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода - помочь ребёнку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймёт, что за люди его окружают; в каком помещении он живёт и т. д.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Воспитатель: Послушайте несколько советов как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ.
1. По возможности расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребёнка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. 2. Помочь ребё нку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.
3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки», «попрыгаем, как зайчики».
4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.
5. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребёнка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя.
6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.
Воспитатель: Так же к моменту поступления в детский сад ребё нок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.
Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Требования к ребёнку должны быть последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте дружественно - разъяснительный, а не повелительный.
Если ребёнок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно. Важно также постоянно поощрять ребёнка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.
Задача родителей - быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.
Условия уверенности и спокойствия ребёнка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. чёткое соблюдение режима.
Воспитатель: Что делать, если.
. Ребёнок начал ходить в детский сад :
1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно
3. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребёнка.
4. Поддерживайте дома спокойную обстановку
5. Не перегружайте ребёнка новой информацией
6. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.
. Ребёнок плачет при расставании с родителями :
1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду
2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства
3. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет
4. Принесите в группу свою фотографию
5. Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада
6. После детского сада погуляйте с ребёнком. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
7. Демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу
8. Будьте терпеливы
. Ребё нок не хочет идти спать:
1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трёт глаза, зевает)
2. Переключайте ребёнка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй, попросите ребёнка говорить шёпотом, чтобы не разбудить игрушки.
3. Во время вечернего туалета дайте ребёнку возможность поиграть с водой
4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребёнка
5. Погладьте ребёнка перед сном, сделайте ему массаж
6. Спойте ребёнку песенку
7. Пообщайтесь с ребёнком, поговорите с ним, почитайте книгу.
. Ребё нок не хочет убирать за собой игрушки:
1. Твёрдо решите для себя, необходимо ли это
2. Будьте примером для ребёнка, убирайте за собой вещи
3. Убирайте игрушки вместе
4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребёнком, объясняя ему смысл происходящего
5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте
6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребёнка спать
7. Учитывайте возраст и возможности ребёнка
Воспитатель: Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Сейчас предлагаем вам посмотреть небольшую презентацию, как ваши детки проводят время в детском саду.
Показ презентации
Воспитатель: Спасибо за внимание. До новых встреч!