Юлия Зайнулина
Цифровая образовательная среда дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
«Цифровая образовательная среда дошкольной организацииМБДОУ Д/С №41»
Новый образовательный стандарт ставит перед системой образования задачу : подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.
2 слайд:
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Публикация «Цифровая образовательная среда дошкольной организации» размещена в разделах
3 слайд:
Современное образование представляет собой многоуровневую, интенсивно развивающуюся структуру, охваченную сложными социальными, политическими, экономическими процессами и взаимосвязями. Сфера образования динамична, поэтому подвержена постоянным изменениям.
4 слайд:
Суть цифровой трансформации образования – движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий. Ее главная особенность в том, что цифровые технологии помогают на деле использовать новые педагогические практики (новые модели организации и проведения учебной работы, которые ранее не могли занять достойного места в массовом образовании из-за сложности их осуществления средствами традиционных «бумажных» информационных технологий. В предстоящем десятилетии они помогут улучшить работу образовательных организаций.
5 слайд:
Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества образования с информатизацией образовательного процесса. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок был активен, увлечён и заинтересованвовремяобразовательной деятельности. Помочь в решении этой непростой задачи может оказать сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Обучающиеся ДОО — это будущие школьники, и их подготовкадолжная соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
6 слайд:
Цифровые средства обучения становятся незаменимыми для образного, красочного предоставления информации. Цифровые технологии позволяют донести материал до ребенка посредством игры, не перегружая его, смоделировать процесс, который сложно визуализировать в реальных условиях. Обучающие компьютерные игры, подобранные согласно возрасту и индивидуальному развитию ребенка, становятся хорошим способом для самообучения, развивают произвольную память и концентрацию внимания дошкольника.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в областиобразования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Выполнять данные задачи, воспитателям детского сада, помогает инновационная деятельность, которая позволяет разнообразить обучение, дает возможность ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка и идти в ногу со временем.
В работе нашей ДОО находят своё применение инновационные цифровые технологии. Данные технологии уникальны. Дело в том, что современный ребенок – дошкольник, не мыслит свою жизнь без гаджетов (планшета, телефона, компьютера, так как дети уже на интуитивном уровне владеют новыми технологиями, которые вошли в их сознание, способы поведения и социализации. Попадая в привычную для него среду, чувствует себя увереннее, так как знает некие законы виртуальной реальности; стремится развиваться, здесь он не должен, а хочет творить, изучать.
Исходя из вышесказанного, можно сказать о применении следующих цифровых инструментах в работе нашей ДОО:
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности составляется и оформляется документация: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностикуразвития детей, готовлюматериал для оформления родительского уголка. Aадминистрациянашей образовательнойорганизации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.
2. Методическая работа, повышение квалификации.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий. Методические материалы в виде электронных ресурсов используем во время подготовки к занятию, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Участие в сетевыхсообществахпедагогов (Педсовет. org., издательский дом «Первое сентября», газета «Дошкольное образование», научно-методический журнал «Дошкольное воспитание» и иллюстрированный методический журнал «Ребенок в детском саду» и т. д.)позволяют нам не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованиюразличных методик, технологий.
Наряду с этим, совершенствуем свои навыки, обновляемзнания и поддерживаем непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий ( такие как: видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер-классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессиональногомастерства, методических разработок, тестирование).
Важнымаспектомв нашей работе является и участие в различныхпедагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как нашей, так и наших воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удалённостирегиона, финансовыхзатрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
3. В воспитательно-образовательном процессе можно также выделить 3 вида образовательной деятельности с использованием цифровых технологий :
Занятие с мультимедийной поддержкой.
Использование мультимедийной презентации позволяет нам сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, кроме этого они являются прекраснымнаглядным пособием и демонстрационнымматериалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такиезанятияпроводим с использованием игровых обучающихпрограмм. В работе с дошкольникамииспользуем в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк.
Используем в работе с родителями.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, покамы не обратим на них внимание. Родители предпочитаютобщаться с нами и получатьинформацию о своем ребенке средствами современных средств : сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.
Использование мессенджеров и Интернет-сайтов ДОО, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробнаяинформация о жизни нашей группы и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться с нашими родителями, а такжевовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участникаминашего воспитательно-образовательного процесса.
Для работы с родителями мы используем еще один вид цифровой технологии – технологию кодирования текстовой информации (QR – коды).
Мы помещаем QR – код на информационном стенде в раздевалке. QR – коды позволяют родителям быстро считывать тексты (стихотворения для заучивания, текст пальчиковой гимнастики и т. п., ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определенной теме (познавательныепрезентации, видео, мультфильмы по теме недели).
Именно цифровые технологии : электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют обучающимся ДОО с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такая образовательная деятельность становится интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка, например:
Элементы «технологии объемных изображений» (3D раскраски, 3D сказки, 3D карточки «Веселая математика») мы применяем в речевом, познавательном и художественно – эстетическом развитии детей.
Использование 3D сказок позволяет значительно повысить уровень развития связной речи детей дошкольного возраста. После чтения или прослушиваниясказки, мы предлагаем ребенку пересказать один из эпизодов, опираясь на изображение. Изображение оживает только в том случае, если пересказ будет полным и последовательным.
Данная технология значительно повышает уровень заинтересованности детей при составлениирассказов, пересказелитературных произведений. Побуждает детей более полно рассказывать, логично выстраивать свое повествование.
Использование 3D раскрасок в образовательном процессе помогаютразвивать у детей творческие способности, мелкую моторику, способствуют всестороннему развитию личности. Выглядят они как обыкновенные раскраски, но благодаря приложению для мобильного устройства DEVAR KIDS, Live Coloring раскраски оживают, и дети знакомятся с различными действиями, предметами, профессиями, орудиямитруда и т. д.
Внедрение в дошкольную организацию цифровых технологий имеет преимущества перед традиционнымисредствами обучения :
1. Даётнам возможность расширенияиспользования электронных средств обучения,так как они передаютинформацию быстрее.
2. Движения, звук, мультипликациянадолгопривлекаютвнимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемомуматериалу. Высокаядинамиказанятия способствует эффективному усвоению материала, развитиюпамяти, воображения, творчества детей.
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминаниюматериала, что очень важно, учитывая нaглядно-обрaзноемышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающегомира, наблюдение которых вызываетзатруднения: например, рост цветка, вращениепланет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работутранспорта и т. д.).
6. Использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
Кроме этого,организуем деятельность детей с использованием мультимедиa-проекторa, компьютера, имеем выход в Интернет, действуем только в рамкахтрадиционныхобразовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии даютнам возможность индивидуализацииобразовательногопроцессас учетом предпочтений, индивидуальныхобразовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыковвоспитанников. Дополнительный опыт даёт обмен информацией в Интернете с партнёрами из других организаций.
Цифровизацияпредоставила возможность нашему детскому садуучаствовать в жизни каждого ребёнка, даже тех, кто не посещает детский сад по состоянию здоровья. Все эти структурные подразделения призваны помогать нашим родителям, воспитывать и обучать, корректировать и направлять, улучшать здоровье их детей.
При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов, а так же приобретение интерактивного оборудования.
2. Защита здоровья ребенка.
Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Нам предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей. Но не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, дать возможность новому поколению овладеть новыми технологиями.