Лучший педагог года

Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»

Петрова Любовь
Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Тема: «Чудо-воздух»

Составила и провела: воспитатель Петрова Л. Н.

Конспект совместной деятельности

Тема: «Чудо-воздух»

Вид деятельности : познавательно-исследовательская

Форма проведения: совместная деятельность

Место проведения: групповая комната

Публикация «Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Чудо-воздух“» размещена в разделах

Направление: познавательное

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: рaзвитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной дeятельности

Программные задачи:

- продолжать обогащать и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах в процeссе исслeдования;

- совершенствовать умeние работать по плану-схеме, закреплять навыки работы выполнять последовательно, в определенном порядке;

- способствовать самостоятeльному использованию действий экспериментального харaктера для выявления свойств воздуха;

- формировать умение делать право выбора самостоятельно;

- развивать познавательно-исследовательскую деятельность (любознательность, наблюдательность, познавательную мотивацию);

- развивать взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;

- продолжать совершенствовать умения в изобразительной деятельности;

- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;

- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.

Интегрируемые образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие»

Методы и приё мы:

Словесные: вопросы, художественное слово

Игровые ситуации: превращение в исследователей физ. минутка

Проблемные ситуации: решение проблемы

Практические: выполнение экспериментов

Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, опыт, свойства воздуха, оборудование.

Оборудование и материалы: столы, воздушные шары, фартуки для опытов, стаканы, коктейльные трубочки, полоски бумаги, целлофановые пакеты, палочки, тазики с водой, кусочки пластилина, газированная вода, апельсины, палитры с красками, бумага для рисования.

Раздаточные: предметы для экспериментов.

Предварительная работа с детьми: Дети писали письмо в «Магазин украшений» и просили послать шарики, так как у них скоро будет праздник «Международный день защиты детей» и надо украсить группу; работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, беседа «Чем мы дышим. Зачем нам необходим воздух», рассматривание детской энциклопедии «Мир вокруг нас».

Примерная структура совместной экспериментальной деятельности :

1. Проблема (сдутый шарик).

2. Организационный момент (превращение в исследователей, право выбора)

3. Психологический настрой.

4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

6. Уточнение плана исследования (схемы последовательного выполнения опытов).

7. Процесс экспериментирования.

8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования карточки-схемы.

9. Творческая деятельность детей (право выбора).

Педагогические риски: Незаинтересованность детьми познавательно-исследовательской деятельностью, разный темп работы при выполнении опытов.

Ход совместной деятельности:

(включение детей в совместную деятельность)

Заходит воспитатель из другой группы, обращаясь к детям и воспитателю, передаёт письмо из «Магазина украшений» и воздушные шары, один из которых сдут.

Основная часть:

1 Часть:

Дети обращают внимание на письмо.

- Открывайте! (читаем письмо)

- Какие красивые, разноцветные воздушные шары!

Дети обращают внимание на сдутый шарик

- А что внутри этих шаров? (воздух)

- Почему шарик сдулся? Что произошло?

- Из него вышел воздух.

- Скажите, мне, пожалуйста, что такое воздух? И почему он нам необходим? (ответы детей)

Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода. Воздух необходим для существования людей и животных: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в организм, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле, всей живой природе

- Я собиралась сегодня провести несколько опытов, чтобы выявить свойства воздуха. Вы присоединитесь ко мне?

- Я предлагаю вам стать исследователями и пройти в научную лабораторию. Желаю вам удачи!

- Пожалуйста, ребята проходите на любое понравившееся для вас место. (одевают фартуки, садятся за столы)

- Можно я на правах старшей возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одеваю халат)

- Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

- Предлагаю напомнить правила:

(дети рассказывают правила)

Правила

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Ничего не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Дети садятся

2 Часть:

- Посмотрите, на доске схема, которая вам напомнит и подскажет, в какой последовательности эксперименты мы будем проводить. Все знаки вам уже знакомы.

- Опыты мы начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много можно здесь узнать

- Итак, начнем наши опыты:

- Ребята, вы видите воздух? (нет)

Опыт №1. Гипотеза Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

-Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем воздух в воду через трубочку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем, воздух находится внутри нас. Воздух необходим для жизни человека. Мы не можем не дышать.

- Давайте отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух невидимый. Он прозрачный»

- Давайте попробуем доказать, что воздух вокруг нас, хоть мы его и не видим.

Опыт № 2. Гипотеза Воздух можно почувствовать

- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

- Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Вы его видите? Ребята, посмотрите, у всех одинаковые по форме и размеру пакеты?

- А теперь попробуйте палочкой осторожно проколоть мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: Воздух нельзя увидеть он прозрачный, его можно почувствовать и воздух не имеет форму

- Отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет форму».

- Вы как думаете, имеет ли воздух вес?

Опыт № 3. Гипотеза Имеет ли воздух вес?

- У нас на столах стоит два стакана с водой: в одном - чистая вода, в другом - газированная вода

- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

- В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно

- Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.

- Верно, вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность

Вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».

- А сейчас юные исследователи предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Мы сидели, мы устали (руки вверх)

Воздух дружно изучали (наклоны туловища)

Через нос проходит в грудь (вдох)

И обратно держит путь (выдох)

Он невидимый, но всё же (повороты туловища)

Жить без воздуха не можем

Он прозрачной невидимкой (присели)

Невесомою косынкой

Окутывает нас

-Проходите, пожалуйста, и продолжаем опыт.

дети проходят за другие столы

- Ребята, как вы думаете, в этом стакане есть воздух?

- Сейчас мы это узнаем

Опыт № 4. Гипотеза Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

- Попробуем опустить в воду бумажную полоску. Конечно, она намокла.

- На дне стакана у вас прикреплена точно такая же бумажная полоска. Перевернем стакан отверстием вниз и аккуратно опустим в тазик с водой на самое дно. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаем его из воды. Почему же бумага осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть.

- Опять таким же образом опускаем стакан на дно тазика и медленно наклоняем ее. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками

Вывод: Стакан только кажется пустой, на самом деле – в нём воздух.

- Отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух находится в различных предметах».

- Ребята, вдохните ртом воздух, какого он вкуса? (не имеет вкус)

- Как вы думаете, воздух имеет цвет? (не имеет цвет)

- Вдохните носом воздух, какого он запаха? (без запаха)

- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- Отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет запах, вкус, цвет».

- Воздух не имеет запах, но может передавать запахи других предметов.

Я чищу апельсин.

Вывод: Чистый воздух не имеет запах, но может передавать запахи других предметов.

- Ребята, как вы думаете, в кожуре апельсина есть воздух, сейчас мы с вами докажем, что в кожуре апельсина есть воздух.

Опыт № 5. Гипотеза В кожуре апельсина есть воздух

- Неочищенный апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Апельсин без кожуры положим в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

- А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас пройти и сесть за столы.

(На столах палитры с разведенной гуашью)

- Возьмите с помощью кисти каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.

- Какие красивые картины у вас получились!

3 Часть:

Результат (продукт) совместной деятельности

Подведение итогов:

- А теперь посмотрите на схемы и вместе вспомним, что ещё нового мы сегодня узнали о воздухе?

- Ребята, а кто узнал, что-то о воздухе, о чём раньше не знал?

- Ребята, вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? Что было сложного?

Работа по схемам:

Сегодня мы узнали:

-воздух невидимый, прозрачный

-воздух не имеет формы

-воздух имеет вес

-воздух находится в разных предметах

-воздух без вкуса

-воздух без цвета

-воздух без запаха

Анализ совместной деятельности :

Рефлексия:

- Молодцы ребята! Если вам было интересно и вы узнали ещё много интересного возьмите красный шарик, вам было не интересно - зелёный. (делаем обобщающий выбор)

- Мне с вами понравилось работать в научной лаборатории!

Выход из совместной деятельности :

Предлагаю детям по желанию украсить группу шариками.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность с мандарином «Оранжевое чудо»Опытно-экспериментальная деятельность с мандарином «Оранжевое чудо» Предновогодний эксперимент с плавучестью Для опыта нам понадобиться три прозрачных стакана, вода и мандарины. 1. Берем один мандарин и.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Где прячется воздух?»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Где прячется воздух?» Цели: - формирование у детей познавательных интересов к исследовательской деятельности; - закреплять и обобщать знания о свойствах.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Тёплый воздух надувает шарик»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Тёплый воздух надувает шарик» Цели: - формировать у детей интерес к исследовательской деятельности; - закреплять и обобщать знания о свойствах воздуха; - развивать.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»
Опубликовано: 15 марта 2022 в 20:39
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД