Петрова Любовь
Экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Тема: «Чудо-воздух»
Составила и провела: воспитатель Петрова Л. Н.
Конспект совместной деятельности
Тема: «Чудо-воздух»
Вид деятельности : познавательно-исследовательская
Форма проведения: совместная деятельность
Место проведения: групповая комната
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Направление: познавательное
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: рaзвитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной дeятельности
Программные задачи:
- продолжать обогащать и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах в процeссе исслeдования;
- совершенствовать умeние работать по плану-схеме, закреплять навыки работы выполнять последовательно, в определенном порядке;
- способствовать самостоятeльному использованию действий экспериментального харaктера для выявления свойств воздуха;
- формировать умение делать право выбора самостоятельно;
- развивать познавательно-исследовательскую деятельность (любознательность, наблюдательность, познавательную мотивацию);
- развивать взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками;
- продолжать совершенствовать умения в изобразительной деятельности;
- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности;
- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, дисциплинированность.
Интегрируемые образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, художественное слово
Игровые ситуации: превращение в исследователей физ. минутка
Проблемные ситуации: решение проблемы
Практические: выполнение экспериментов
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, опыт, свойства воздуха, оборудование.
Оборудование и материалы: столы, воздушные шары, фартуки для опытов, стаканы, коктейльные трубочки, полоски бумаги, целлофановые пакеты, палочки, тазики с водой, кусочки пластилина, газированная вода, апельсины, палитры с красками, бумага для рисования.
Раздаточные: предметы для экспериментов.
Предварительная работа с детьми: Дети писали письмо в «Магазин украшений» и просили послать шарики, так как у них скоро будет праздник «Международный день защиты детей» и надо украсить группу; работа с детьми в «Центре экспериментов», беседа о технике безопасности при проведении опытов, беседа «Чем мы дышим. Зачем нам необходим воздух», рассматривание детской энциклопедии «Мир вокруг нас».
Примерная структура совместной экспериментальной деятельности :
1. Проблема (сдутый шарик).
2. Организационный момент (превращение в исследователей, право выбора)
3. Психологический настрой.
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
6. Уточнение плана исследования (схемы последовательного выполнения опытов).
7. Процесс экспериментирования.
8. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования карточки-схемы.
9. Творческая деятельность детей (право выбора).
Педагогические риски: Незаинтересованность детьми познавательно-исследовательской деятельностью, разный темп работы при выполнении опытов.
Ход совместной деятельности:
(включение детей в совместную деятельность)
Заходит воспитатель из другой группы, обращаясь к детям и воспитателю, передаёт письмо из «Магазина украшений» и воздушные шары, один из которых сдут.
Основная часть:
1 Часть:
Дети обращают внимание на письмо.
- Открывайте! (читаем письмо)
- Какие красивые, разноцветные воздушные шары!
Дети обращают внимание на сдутый шарик
- А что внутри этих шаров? (воздух)
- Почему шарик сдулся? Что произошло?
- Из него вышел воздух.
- Скажите, мне, пожалуйста, что такое воздух? И почему он нам необходим? (ответы детей)
Воздух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода. Воздух необходим для существования людей и животных: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в организм, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле, всей живой природе
- Я собиралась сегодня провести несколько опытов, чтобы выявить свойства воздуха. Вы присоединитесь ко мне?
- Я предлагаю вам стать исследователями и пройти в научную лабораторию. Желаю вам удачи!
- Пожалуйста, ребята проходите на любое понравившееся для вас место. (одевают фартуки, садятся за столы)
- Можно я на правах старшей возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одеваю халат)
- Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
- Предлагаю напомнить правила:
(дети рассказывают правила)
Правила
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Ничего не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети садятся
2 Часть:
- Посмотрите, на доске схема, которая вам напомнит и подскажет, в какой последовательности эксперименты мы будем проводить. Все знаки вам уже знакомы.
- Опыты мы начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много можно здесь узнать
- Итак, начнем наши опыты:
- Ребята, вы видите воздух? (нет)
Опыт №1. Гипотеза Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.
-Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем воздух в воду через трубочку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем, воздух находится внутри нас. Воздух необходим для жизни человека. Мы не можем не дышать.
- Давайте отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух невидимый. Он прозрачный»
- Давайте попробуем доказать, что воздух вокруг нас, хоть мы его и не видим.
Опыт № 2. Гипотеза Воздух можно почувствовать
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
- Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Вы его видите? Ребята, посмотрите, у всех одинаковые по форме и размеру пакеты?
- А теперь попробуйте палочкой осторожно проколоть мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: Воздух нельзя увидеть он прозрачный, его можно почувствовать и воздух не имеет форму
- Отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет форму».
- Вы как думаете, имеет ли воздух вес?
Опыт № 3. Гипотеза Имеет ли воздух вес?
- У нас на столах стоит два стакана с водой: в одном - чистая вода, в другом - газированная вода
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?
- В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно
- Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве.
- Верно, вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность
Вывод: Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».
- А сейчас юные исследователи предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка
Мы сидели, мы устали (руки вверх)
Воздух дружно изучали (наклоны туловища)
Через нос проходит в грудь (вдох)
И обратно держит путь (выдох)
Он невидимый, но всё же (повороты туловища)
Жить без воздуха не можем
Он прозрачной невидимкой (присели)
Невесомою косынкой
Окутывает нас
-Проходите, пожалуйста, и продолжаем опыт.
дети проходят за другие столы
- Ребята, как вы думаете, в этом стакане есть воздух?
- Сейчас мы это узнаем
Опыт № 4. Гипотеза Способ обнаружения воздуха, воздух невидим
- Попробуем опустить в воду бумажную полоску. Конечно, она намокла.
- На дне стакана у вас прикреплена точно такая же бумажная полоска. Перевернем стакан отверстием вниз и аккуратно опустим в тазик с водой на самое дно. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаем его из воды. Почему же бумага осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть.
- Опять таким же образом опускаем стакан на дно тазика и медленно наклоняем ее. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками
Вывод: Стакан только кажется пустой, на самом деле – в нём воздух.
- Отметим карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух находится в различных предметах».
- Ребята, вдохните ртом воздух, какого он вкуса? (не имеет вкус)
- Как вы думаете, воздух имеет цвет? (не имеет цвет)
- Вдохните носом воздух, какого он запаха? (без запаха)
- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- Отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет запах, вкус, цвет».
- Воздух не имеет запах, но может передавать запахи других предметов.
Я чищу апельсин.
Вывод: Чистый воздух не имеет запах, но может передавать запахи других предметов.
- Ребята, как вы думаете, в кожуре апельсина есть воздух, сейчас мы с вами докажем, что в кожуре апельсина есть воздух.
Опыт № 5. Гипотеза В кожуре апельсина есть воздух
- Неочищенный апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Апельсин без кожуры положим в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
- А еще, ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я приглашаю вас пройти и сесть за столы.
(На столах палитры с разведенной гуашью)
- Возьмите с помощью кисти каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь дуйте на нее в трубочку, создавая любой образ.
- Какие красивые картины у вас получились!
3 Часть:
Результат (продукт) совместной деятельности
Подведение итогов:
- А теперь посмотрите на схемы и вместе вспомним, что ещё нового мы сегодня узнали о воздухе?
- Ребята, а кто узнал, что-то о воздухе, о чём раньше не знал?
- Ребята, вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего? Что было сложного?
Работа по схемам:
Сегодня мы узнали:
-воздух невидимый, прозрачный
-воздух не имеет формы
-воздух имеет вес
-воздух находится в разных предметах
-воздух без вкуса
-воздух без цвета
-воздух без запаха
Анализ совместной деятельности :
Рефлексия:
- Молодцы ребята! Если вам было интересно и вы узнали ещё много интересного возьмите красный шарик, вам было не интересно - зелёный. (делаем обобщающий выбор)
- Мне с вами понравилось работать в научной лаборатории!
Выход из совместной деятельности :
Предлагаю детям по желанию украсить группу шариками.