Дружкина Людмила Александровна
Что значит — эстетически воспитанный человек
▼ Скачать + Заказать документы
Что значит эстетически воспитанный человек.
Эстетически воспитанный человек - это человек, который умеет воспринимать красоту окружающей природы, который способен с радостью и нежностью смотреть на маленькие легкие грациозные существа, на детей, животных, птиц. Это человек, которого волнуют славные дела и благородные поступки людей, который любит искусство и умеет видеть вокруг себя много красивого, может быть для других и незаметного в повседневной жизни. Такой человек несравненно богаче, полнее, радостнее воспринимает жизнь, чем другой, который равнодушно проходит мимо всего этого. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребенка. Подлинное богатство духовной культуры в основе своей всегда имеет эту способность. И потому первая задача взрослых, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой нарядной игрушке и ощущает удовольствие, слушая веселую песенку. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок. Смотри, какая бабочка». Но мы не всегда обращаем на это должное внимание. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Эстетическое восприятие не бездумно. Оно всегда связано с оценкой не только внешних признаков формы или явления, но и внутренних его качеств, его содержания. Поэтому эстетическое и идейное начало входит в него органически, и вместе с тем, оно имеет большое познавательное значение. Ребенок, способный любоваться цветком или бабочкой, сумеет и более бережно подойти к ним, будет стараться не повредить им, не сломать их. Уже на основе этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования активного гуманистического отношения к окружающему миру. Самое страшное в человеке, в ребенке - это безразличие равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Это безразличие естественно враждебно гуманизму человека, создающего новое передовое человеческое общество.
Публикация «Что значит — эстетически воспитанный человек» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В эстетическом воспитании действительности основную роль играют наши зрительные ощущения и не только они, но и слуховые, и даже осязание и обоняние. В том удовольствии, которое мы испытываем, например, любуясь красивым пейзажем, часто большое значение имеют и звуки природы, и пение птиц, и шелест листвы, иногда запах цветов. Но все же, зрительные впечатления играют особую роль в познании окружающей нас действительности, в эстетическом освоении ее. Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка? Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи. Именно на основе понимания, знания тех или других характерных особенностей предмета или явления пробуждается у ребенка интерес, живое эмоциональное отношение к нему. С другой стороны, наличие интереса, чувства активизирует наблюдательность и, следовательно, углубляет знания о предметах, расширяет кругозор. Поэтому развитие у детей культуры видения способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы. Смотрят люди вокруг себя очень различно. Один посмотрит, ничего особенного не заметит и тотчас же забудет увиденное. Другой заметит в увиденном характерное типичное отличное от других предметов, иногда новое и запомнит. Чем ярче его зрительное восприятие было окрашено эмоционально эстетическими переживаниями, тем ярче и образнее будут накапливаемые им зрительные представления. Запас зрительных представлений способствует развитию образного мышления ребенка, его воображения, что имеет большое значение в любой творческой деятельности. Поэтому одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании - систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами. Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в парк имеют большое значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает взрослый, когда во время прогулки обращает внимание: «Посмотри, какое красивое сегодня небо, нежно голубое. Обрати внимание на листочки осины: осенью они совсем темно красные. Как красивы эти оттенки вместе в осеннем лесу. Пусть ребенок наблюдает вид и окраску неба в различные часы, в разные времена года, при различном состоянии погоды. Большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям, даже когда оно выражается в самой элементарной форме: «Мне это нравится больше, я бы выбрал вот это». Перед таким выбором ребенок может оказаться, когда ему показывают несколько близких по своему назначению предметов. Например, какая из двух чашек или какой из двух рисунков тебе больше нравится. Ребенок очень охотно занимается таким выбором. А вслед за этим, естественно, может последовать вопрос: «А почему тебе больше нравится эта чашка, этот цветок?» и т. п. То, что он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь из нескольких аналогичных по содержанию и назначению вещей, заставляет ребенка мотивировать свой выбор, находить для этого соответствующие словесные объяснения, что способствует активизации его эстетического отношения к окружающему. Даже самые несложные эстетические суждения, которые ребенок слышит от взрослых, оказывают на него большое влияние. Если ребенок слышит, что та или другая вещь красива, потому что она хоть и очень проста по форме, но тщательно любовно выполнена, ее приятно взять в руки, ею удобно пользоваться, что красив узор, потому что он яркий и нарядный, то ребенок постепенно начинает понимать, что красиво не только то, что ярко, нарядно, но и то, что целесообразно мастерски выполнено, что правдиво, что гармонично по форме и цвету, что сдержанно и благородно. А все претенциозное, крикливое, резкое и неряшливое, неорганизованное некрасиво не только в вещах, но и в поведении человека. Так эстетические понятия органически связываются с эстетическими.
Список литературы:
1. Лабунская Г. В., «Художественное воспитание детей в семье», М., «Педагогика», 2006г., 47 стр.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Издательский дом «Цветной мир», М. 2017, 252 стр.