Ирина Гриценко
Консультация «Что такое фонематический слух и как его развивать»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух - это способность слышать и точно различать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Его называют фонематическим, от слова «фонема» - звук.
Ребенок может прекрасно слышать даже самыи тихии шёпот, но при этом не различать всех тонкостей звуков речи.
Например, для детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом слова «коза» и «коса» будут звучать одинаково.
Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить и писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле: вместо дом – «том», вместо мебель – «небель».
Публикация «Консультация „Что такое фонематический слух и как его развивать“» размещена в разделах
Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняет обучение грамоте. Это подтянет за собой ошибки в устной и письменной речи.
Фонематическое восприятие представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова».
Родители сами могут проверить физиологический слух ребенка:
1. Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.
2. Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки даются те же.
При проверке слуха взрослый поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.
Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?
Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитый фонематический слух - залог успешного обучения, он способствует быстрому и правильному освоению устной и письменной речи.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
• развитие умения услышать звук и выделить его среди других звуков, слогов, слов;
• развитие умения делить слова на звуки;
• развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;
• развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Признаки нарушений фонематического слуха:
• нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);
• нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);
• нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.
Когда лучше всего формировать у детей фонематический слух?
В психологии есть понятие сензитивного возраста — это период оптимальных сроков развития определённых сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определённого рода влияниям. В возрасте 4—5 лет дети наиболее восприимчивы к развитию фонематического слуха. Для детей более младшего возраста подойдут игры на различение неречевых звуков, высоты, силы, тембра голоса.
Всю систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на несколько этапов:
I этап – узнавание и различение неречевых звуков является основой развития фонематического слуха
Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра "Жмурки". Ребёнку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, ворота, морота). Ребёнок хлопает в ладоши, услышав правильный вариант произношения.
IV этап – дифференциация слогов
Игра "Хлопки". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя на слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Затем предлагаем ребенку самому отхлопать количество слогов в слове.
Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок хлопает, услышав «лишний» слог.
V этап – дифференциация фонем (начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков)
Упражнение «Слушаем и отгадываем звуки» Детям раздают картинки с изображением поезда, девочки, птички… и объясняют: "Поезд гудит- ууу; девочка плачет- ааа; птичка поёт - иии; комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс". Далее взрослый произносит звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки, отгадывая кто (что) его издаёт.
Игра «Подними руку». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок поднимает руку, когда услышит заданную фонему.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество.
Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (сто, …ампа, скака…ка).
Таким образом, игровые приёмы по развитию фонематического слуха и восприятия приучают детей внимательно слушать, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произношению. Они помогают выработать у детей умение дифференцировать фонемы на слух; умение дифференцировать фонемы в собственной речи; эффективно влияют на формирование фонематического анализа и синтеза.