Татьяна Рубцова
Конспект занятия для детей средней группы «Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей средней группы
по приобщению к народной культуре
«Что хранится в сундуке. Народная игрушка матрешка»
Разработала: воспитатель Рубцова Т. П.
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой, как символ русского народного искусства.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать интерес у детей к народной игрушке-матрешке;
-Познакомить детей с историей возникновения народной игрушки, формировать понятие из чего она сделана, как украшена, ее характерные особенности;
- Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну;
- Расширять словарный запас детей : матрешка, народная игрушка, деревянная, расписная;
- Продолжать развивать мелкую моторику рук; воображение;
Материал: Коллекция матрешек, сундучок, иллюстрации матрешек, шаблоны матрешек (на каждого ребенка, краски, ватные палочки)
Ход занятия:
-Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думайте, что лежит в этом сундуке? (Ответы детей).
-Чтобы узнать, что хранится в сундуке, отгадайте загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Воспитатель достает из сундука матрешки.
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
С. Иванов
-Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)
Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)
-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России.
-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
- Из чего сделаны матрешки? (Из дерева)
-Значит, какие они? (Деревянные)
-Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые)
-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»
Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Предложить детям разрезные картинки -пазлы. (познакомить детей с Воронежской матрешкой)
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
-Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.
Дети, из чего сделаны эти матрешки (Из бумаги)
-Значит, они какие (Бумажные)
- Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
-Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки (Раскрасить их)
-Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)
-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
чтобы радовал он взор.
- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки.
Молодцы! У вас получились замечательные матрёшки.
Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые матрёшки!