Айша Григорьевна
«Что должны знать и уметь дети в 3 года?»
▼ Скачать + Заказать документы
В три года у ребенка наступает момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 3 года?
Трехлетние дети развиваются скачкообразно. Умения малыша совершенствуются с каждым днем, и родители с удивлением отмечают все новые достижения своего крохи. И хотя вряд ли удастся найти малышей с набором одинаковых навыков, существуют определенные нормы развития в 3 года.
Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Это уже не односложный разговор, а связные предложения. Однако не все дети разговаривают свободно.
Темочки:
Речь
• запоминает короткие детские стихи, рассказывая их по памяти;
• правильно произносит свое имя, имена родителей;
• узнает и называет знакомые ему предметы;
• различает антонимы (большой – маленький, высокий – низкий);
• ведет диалог, отвечает на вопросы.
В 3 года у многих детей начинается «возраст почемучки», когда они задают вопросы обо всем, что встречается на их пути- предметы, явления и прочее. Важно набраться терпения и удовлетворять любознательность своего малыша. С ребенком необходимо как можно больше разговаривать, читать сказки, потешки, учить стихи. Пусть он рассказывает о своих впечатлениях, используя слова из восприятия (понравилось, увидел, вспомнил). Это очень хорошо развивает речь, обогащает словарный запас.
Мышление
Речь и мышление трехлетнего ребенка тесно связаны. Воспринимая новые явления, он пытается объяснить и рассказать о них. Ребенку в 3 года уже доступны простейшие причинно-следственные связи, он делает выводы из увиденного и услышанного, пытается объяснить некоторые явления:
• сравнивает картинки или предметы, находит сходства и отличия;
• вспоминает события недавнего прошлого;
• собирает пазлы, состоящие из 6 элементов, собирает пирамиду, правильно учитывая величину колец.
• имеет представления «один-много», считает до 5;
• знает и различает основные геометрические фигуры;
• сравнивает фигуры по форме, цвету, группирует их, расставляет по размеру- от большего к меньшему, подбирает один предмет к другому по заданному признаку;
3 года- это время, когда особое внимание нужно уделять творческому развитию: вместе лепить из пластилина, делать поделки из различных материалов, рисовать. Это развивает не только мышление и творческие способности, но так же и мелкую моторику рук.
Двигательная активность
Дети в этом возрасте очень активны. Координация хорошо развита, малыш контролирует свои движения, проверяя собственные возможности и способности:
• уверенно и быстро бегает;
• играет в мяч: пинает его, подкидывает, ловит;
• поднимается и спускается по лестнице, чередуя ноги;
• держит равновесие, стоя на носочках;
• держит равновесие и прыгает на двух ногах.
Энергию лучше пустить в нужное русло, определив его в одну из секций для самых маленьких, где он будет развиваться физически.
Эмоциональное развитие
Психические процессы, такие как внимание, память и мышление к 3 годам продолжают активнее развиваться. Ребенок не плохо ориентируется в пространстве.
Ребенок понимает, что он самостоятельная личность, пытаясь во всем проявлять индивидуальность "Я", "Я сам", "Я пойду".
Психологи говорят о кризисе 3 лет, когда вчерашний послушный ребенок становится капризным, не выполняет просьбы родителей и близких. Это своеобразная попытка отстоять свое Я. Важно в этот момент не пытаться добиться полного послушания, а найти компромисс, пытаться договориться, иначе можно потерять взаимопонимание с ребенком, доверия, и даже вызвать агрессию.
Бытовые навыки
Ребенок стремится к самостоятельности во всем: например, он сам пытается застегнуть молнию, надеть носки и почистить зубы. Бытовые навыки в этом возрасте уже достаточно развиты, все необходимые гигиенические и другие повседневные процедуры малыш вполне может выполнять самостоятельно:
• сам частично одевается, некоторые даже могут различать переднюю и заднюю сторону в одежде;
• знает свои вещи и умеет ими пользоваться, находит свою зубную щетку и полотенце;
• складывает в шкаф вещи;
• убирает за собой игрушки, расставляет их по местам: кубики в коробку, мягкие игрушки на полки, остальное – в корзину;
• самостоятельно аккуратно ест ложкой, некоторые дети довольно ловко управляются и вилкой;
• моет руки перед едой, вытирая их полотенцем;
• снимает обувь и верхнюю одежду, приходя домой с улицы.
Все, что должен уметь ребенок в 3 года в плане бытовых навыков, прививается близкими людьми.
Социализация
Навыки общения с другими людьми приобретают для ребенка большее значение. Если раньше он довольствовался общением с родителями, то теперь он все больше стремится быть в кругу своих сверстников. Еще недавно дети играли рядом, в возрасте 3 лет они начинают играть вместе, делится игрушками, с удовольствием осваивая совместныё е игры:
• ребенок легко знакомится с другими детьми, хотя некоторые все еще предпочитают самостоятельные игры;
• воспринимает правила определенной игры;
• в общении с окружающими употребляет слова "зд"спасибо",
День ребенка в этот период должен быть насыщенным и разнообразным, наполненным новыми эмоциональными ощущениями.
Все эти умения и навыки- результат развивающих игр, активного общения с близкими людьми и сверстниками.