Кравцова Мария
Консультация «Чему и как учить до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют разные теоретические позиции и разные практические подходы к обучению дошкольников. Если их разделить условно, можно выделить два основных направления. Сторонники первого считают необходимым как можно раньше (с двух – трех лет) формировать у ребенка учебные навыки: чтение, письмо, счет и т. п. Сторонники второго направления отстаивают позицию системного развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению, счету.
Публикация «Консультация „Чему и как учить до школы“» размещена в разделах
Это не только внешние различия в позиции, но и весьма существенные расхождения в понимании возможностей ребенка, в предъявляемых ему требованиях, в организации самой работы. У сторонников «ускоренного развития» и «раннего обучения» есть аргументы, которые на первый взгляд кажутся неоспоримыми: двухлетнего ребенка можно научить читать, трехлетнего – различать картины Шишкина и Поленова. Однако на главный вопрос: «Зачем двухлетнего ребенка обучать чтению?» - нет ответа. Прежде всего потому, что это квазичтение – механизм осознанного чтения, а не «зрительного узнавания» буквенных знаков и их сочетание двухлетний ребенок не может усвоить. Значит, «чтение» в этом возрасте «есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической модели»(Д. Б. Эльконин). Семантика слова, его значение, содержание и связь «прочитанных» слов остаются еще недоступными. Однако механизм такого чтения закрепляется и сохраняется на дальнейших этапах развития ребенка. Подтверждение тому- некоторые школьники : ученик зрительно «схватывает» лишь часть слова, а остальное – угадывает. При таком чтении затруднено, а иногда просто нарушено понимание текста.
Сторонники «раннего обучения» апеллируют к Л. С. Выготскому и многократно повторяют его фразу «… только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». Однако у этой фразы есть окончание «… но обучать ребенка возможно лишь только тому, чему он способен обучаться».
Важно вспомнить еще одну цитату Л. С. Выготского: «Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умения окажется наиболее легким экономным и плодотворным».
Не нужно ждать особого момента. С ребенком необходимо работать постоянно. Но это не должно быть натаскивание, дрессировкой. Это не может быть родительским «хочу» или «так надо» вопреки детскому «не могу». Это не может быть напряженной работой, а должно быть увлекательной игрой. Прежде всего эта работа должна быть индивидуальной, учитывающие особенности развития и возможности ребенка.
Существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками, а учебные занятие с ребенком должны быть организованны в соответствии с его возможностями.
Практика «ускоренного обучения» определяется настоятельными требованиями школы к «готовности» будущих учеников. «Готовность» становится ключевой проблемой, от решения которой во многом зависит перспектива развития школы, альтернативного обучения, индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Главная трудности определения «готовности» заключается в том, что неясно, какие стороны развития необходимо исследовать.
Существующие методики диагностики «готовности» к школе классифицируют преимущественно внешние проявления и отдельные симптомы без учета индивидуального развития ребенка. Почти никогда не выделяется глубинная причина, не разделяются первичные и вторичные дефициты развития. Важно подчеркнуть, что так называемые дефициты функционального развития могут никак не сказываться в процессе дошкольного онтогенеза. Они становятся явными лишь при несоответствии требований учебного процесса и возможностей ребенка. Именно в этих случаях у «готовых» детей возникает комплекс школьных проблем.
Наиболее эффективный вариант определения «готовности» - разработка и реализация индивидуальных программ адаптивного развития. Основу организации такой работы определяют следующие принципы.
1. Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
2. Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная подготовка к школе может и должна строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом сильных сторон развития и факторов риска.
4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий, повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном «подтягивании» несформированных функций.
5. Постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно – значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
6. Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
7. Повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
Главные условия эффективной работы с ребенком – дошкольником – индивидуальность и адекватность, комплексность и систематичность, постепенность и повторяемость.