Надежда Дерябина
Центр речевого развития в подготовительной группе
Одна из задач речевого развития детей седьмого - этоовладение речью как средством общения и культуры. Ребёнок ведёт деловой диалог с взрослыми и сверстниками. Задаёт вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни. Решению этих задач способствует традиция «Круг друзей». Каждое утро мы собираемся около тематического стенда «Страна дружных ребят». Дети общаются, делятся своими впечатлениями о прошедшем дне, планируют предстоящие события. В коллективных обсуждениях дети выдвигают гипотезы, овладевают культурными формами убеждения, умением отстоять свою точку мнения, принять желание собеседника. Например: с помощью рубрики. «Как я рад видеть вас!», «Комплимент», «Послание заболевшему другу», «Наши добрые дела», «Моё настроение»- дети упражняются в использовании эмоционально-оценочной лексики, в речи-рассуждении. В конце группового сбора мы презентуем новые пособия, игры в центрах развития, в том числе и в речевом.
Публикация «Центр речевого развития в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь в подготовительной группе развиваем по следующим направлениям: освоение умения пересказывать литературные произведения, развитие умения составлять описательные и повествовательные рассказы, развитие речи-доказательства.
Для этогов речевом центре размещаем книги, которые читаем детям в определенный период. Дошкольники берут эти книги, вспоминают содержание, пересказывают. Есть и модели для пересказа знакомых произведений.
Для развития связной, грамматически правильной речи используем сюжетные картинки и серии сюжетных картинок по литературным произведениям или картинки с иллюстрациями различных ситуаций из жизни детей, общественных явлений и т. д. Дидактические игры «Узнай и расскажи сказку по картинке», «Истории в картинках», «Расскажи про твой город», «Как избежать неприятностей», «Путешествие в Простоквашино» также способствуют развитию связной речи, упражняют детей в использование в речи разных типов предложений (простых, сложносочиненных, сложноподчиненных) в соответствии с содержанием высказывания.
Развитию монологической речи способствуют и модели составления рассказов - описательных и повествовательных.
Для развития и обогащения активного словаря в речевом центре есть различные виды лото, домино, которые мы выкладываем, ориентируясь на тему недели. Например, сейчас тема недели: «Все работы хороши - выбирай на вкус». Лото «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?» способствуют развитию операции классификации. Игра «Дерево родственных слов» помогает детям освоить и использовать в речи родственные слова. Активизации словаря, развитию творческих способностей, звуковой аналитико-синтетической активности способствует составление совместно с детьми тематических азбук. Здесь представлена азбука «Профессии», тематические самодельные книги «Кому, что нужно для работы?»
Книжный уголок в центре речевого развития создан с целью приобщения детей к художественной литературе. Там мы размещаем книги с программными произведениями, портреты писателей, иллюстрации знакомых произведений, журналы. В книжном уголке представлены самодельные книги, сделанные по литературным произведениям, книги с рассказами детей из личного опыта, с творческими рассказами и сказками. Тем самым дети осваивают умения самостоятельно сочинять и зарисовывать разнообразные виды рассказов и сказок, проявляют свои творческие споособности, интересы. Развитию творческих способностей способствует и игра «Герои знакомые- сказка новая». Дети берут из одной стопки картинку со сказочным героем, из другой карточку с предметом и сочиняют новую сказочную историю. Например, красная шапочка и молодильное яблочко. Какая новая история может получиться?
Задача развития фонематического слуха, автоматизации и дифференциации сложных звуков тесно связана с задачей по подготовке детей к обучению грамоте, которая занимает большое место в речевом развитии будущих школьников. Дети знакомятся с основными «стройматериалами» языка –предложением, словом, звуком, узнают об их назначении в языке и речи. Также мы учим детей читать короткие слова, т. к. такая задача стоит в Образовательной программе нашего детского. Развитию умения интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность способствуют игры «Логопедическое лото», «Домики для звуков», «Звонкий и глухой», «Читаем сами». Закреплять понятие о слове, развивать умение определять количество слогов в слове, слов в предложении помогают игры «Делим слова на слоги», «Читаем и составляем слова», «Он, она, оно».
Есть и различные виды азбук – магнитная, буквы вкладыши, карточки с буквами, словами, слогами, карточки для звукового анализа слов.
Для развития графомотрных навыков в центре речевого развития есть различные прописи, задания на штриховку, лабиринты.
Для развития внимания, памяти, мышления в центре речевого развития находятся индивидуальные карточки задания типа «Найди различия», «Ребусы», «Что лишнее» и другие, игры «Развиваем память», «Логические цепочки», которые способствуют в том числе и развитию речи-доказательства.
Широко используем в своей работе многофункциональное пособие «Логико-малыш» с набором карточек по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по развитию психических процессов.
Таким образом, в центре речевого развития представлены игры и пособия по всем направлениям речевого развития детей седьмого года жизни, т. е. среда содержательно-насыщена. Сменяемость материалов в соответствии с темой недели, с решением текущих задач говорит о соблюдении принципа вариативности. Практически все игры и пособия полифункциональны, т. к. способствуют развитию речи в комплексе, развитию таких психических процессов как память, внимание, мышление, воображение. Ну и, конечно, все пособия доступны детям и безопасны.