Лилия Бенгарт
Центр развития речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Антошка» с. Зудилово
Презентация на тему: "Центр развития речи в старшем дошкольном возрасте"
Подготовила воспитатель: Бенгарт Л. А., с. Зудилово, 2022г.
Слайд 1
Представляю вашему вниманию презентацию "Центр развития речи в старшем дошкольном возрасте"
Слайд 2
Публикация «Центр развития речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - это создание центра развития речи.
Слайд 3
Речевое развитие включает :
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи центра речевого развития напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Слайд 4
Принципы организации центра речевого развития - это
Наполняемость
Доступность
Системность
Соответствие возрасту
Разнообразие материала
Эстетика оформления
Ведущая игрушка
Так как центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников, то ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно в нём заниматься.
Слайд 5
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки. Для старшего возраста это аэробол, мыльные пузыри, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность.
Слайд 6
В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами.
Слайд 7
Например: «Занимательная азбука», «Азбука-лото», «Калейдоскоп букв», «Составь слово. Домино», «Кто где живёт». А также сборники скороговорок и загадок.
Слайд 8
Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций, в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами.
Слайд 9
Можно использовать различные виды театра, маски, атрибуты.
Слайд 10
В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.
Слайд 11
Очень хорошо для обыгрывания ситуаций и стимулирования речи подходят настольные театры с маленькими фигурками,
Слайд 12
кукольные домики.
Слайд 13
Библиотека - неотъемлемая часть центра развития речи.
В старшем дошкольном возрасте формируется мотивация обучения в школе, появляется потребность в знаниях и повышение познавательных интересов. В групповой библиотеке должно быть достаточное количество доступной справочной литературы по разным отраслям знаний, энциклопедии и атласы, географические карты и атласы, глобус, папки с разнообразными иллюстрациями к детским произведениям.
Слайд 14
В центре развития речи должны быть различные дидактические игры (на развитие речи, слуха, мелкой моторики, картотеки игр (пальчиковых, дыхательных, артикуляционных). Для выполнения артикуляционных упражнений нужно зеркало. Так ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.
Слайд 15
Также нужны материалы для обводки, штриховки, тетради, шаблоны для работы простыми карандашами и ручками. Картотека разнообразных занимательных заданий: карточки с изображениями наложенных букв и цифр, изображения точками. Начинается знакомство с гласными буквами, согласными, нужно отвести определённое место для изученных букв, касса букв, кубики с буквами пособия с окошечками, наглядные таблицы.
Слайд 16
Одна из составляющих речевого развития в детском саду — обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы. Для этого необходим аудиомагнитофон, телевизор.
Слайд 17
Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.
Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.
Слайд 18
Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».
Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».
Необычные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка», «Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».
Слайд 19
Как бы вы не оформили, как бы вы не назвали свой центр речевого развития, главное чтобы он заинтересовал ребенка и чтобы был результат - красивая, грамотная речь у детей.
Развивайте речь интересно! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ