Лариса Гончарова
Сюжетно-ролевая игра «Булочкин и К» для детей подготовительной группы дошкольного возраста
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Булочкин и К»
Гончарова Л. В.,
должность учитель-логопед;
Нечипоренко М. А. ,
Должность учитель-дефектолог;
Молозина Ю. А.
Должность тьютор
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 38 «Малыш»
Организационная работа:
Просмотр мультфильмов: «Уроки тетушки Совы - Семейный бюджет», «Три кота: Поход в магазин»
Дидактические игры «Путешествие в мир финансов», НОД «Поход в банк»
Рассматривание альбома «Мировые валюты»
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Булочкин и К“ для детей подготовительной группы дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Чтение художественной литературы: стихотворение «Сказка о финансовой грамотности, или про то, как Емеля царем стал» сб. авт. сказок / сост. и науч. ред. Н. Н. Куницына. «Сказочный магазин» рассказ, «Копейка рубль бережет/ рассказ».
Беседа о профессиях: банкир, экономист, финансист, бухгалтер, налоговый инспектор, инвестор.
Беседы: «Что такое бюджет?», «Финансовые проблемы».
Финансовая викторина «Что мы знаем о деньгах?».
Выпуск групповой финансовой газеты «Поговорим о семейном бюджете». Продуктивная деятельность: знакомство с мировыми валютами; изготовление макета «пекарня»; лепка из соленого теста хлебобулочных изделий, составление макета бизнес-плана.
Организация игрового пространства для проигрывания сопутствующих сюжетов :
«Государственный центр»
«Онлайн магазин»
«Пекарня»
«Финансовый аналитик»
«Семья предпринимателей»
«Пекари»
«Продавцы»
«Покупатели»
«Налоговый орган»
Возрастная направленность : 6-7 лет
Цель игры: формирование предпосылок к финансово-предпринимательской деятельности, путем обогащения знаний детей основам финансовой грамотности через сюжетно-ролевую деятельность.
Образовательные задачи: Формирование у детей дошкольного возраста правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком. Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у дошкольников. Систематизирование знаний о правильном распределении бюджета. Формирование здоровой ценностной оценки любых результатов труда. Совершенствование навыков игровой деятельности детей : распределение ролей, выбор атрибутов для игры, планирование игровой деятельности и проведение игровых действий в соответствии с намеченным планом.
Развивающие задачи: Создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития игровой и познавательной сферы детей. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления при решении проблемных ситуаций, коммуникативных действий.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережливость, деловитость, и рациональное поведение в отношении собственного бюджета и простых обменных операций. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда. Быть честными и уметь применять нравственные нормы на практике.
Активизация словаря:
• финансы;
• банк;
• бюджет;
• валюта;
• предприниматель;
• инспектор;
• аналитик;
• налог.
Планируемые результаты: у детей имеются предпосылки к финансово-предпринимательской деятельности, высокая познавательная активность детей за счет обогащения знаний о финансовых отношениях; умеют творчески развивать сюжет игры, распределять роли; умеют развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Роли:
• семья предпринимателей
• финансовый аналитик;
• пекари;
• продавцы;
• покупатели;
• налоговый инспектор.
Игровая ситуация Атрибуты Действия
воспитателя Деятельность детей
Развитие игровой ситуации:
Игровая ситуация №1
Прочтение Книги
Предлагает прочитать книги о профессиях.
Подводит детей к обсуждению по ситуации.
Дети просматривают картинки и размышляют, кем хотят стать они.
Решают, что хотят выпекать булочки и открыть свой бизнес (булочную).
Игровая ситуация №2
Организация своего бизнеса. Планирование действий. Распределение ролей. Лист бумаги, карандаши, картинки Рисует наброски бизнес-плана.
Оказывает помощь при распределении ролей. Изготавливают Макет бизнес-плана выполненный в форме хлеба-каравая.
Игровая ситуация №3
За стартовым капиталом семья Булочкиных обращаются к Государству. Планирование действий.
1) 100 рублей - общая сумма проекта (будет предоставляться отчет перед госорганом)
2) 50 рублей на оборудование (хлебопечь)
3) 30 рублей на материалы (мука, сахар и т. д.)
4) 20 рублей на аренду помещения.
Распределение ролей. Шляпа, галстуки, чемодан, очки, эмблема «Государство» стол, стулья, ручка, банка, деньги. Макет бизнес-плана в виде пирога.
Оказывает помощь при сборе. Дети переодеваются в спецодежду и семья будущих бизнесменов встречается с финансовым аналитиком в МФЦ.
Игровая ситуация №4
«Булочкины получив деньги от государства закупают оборудование продукты и арендуют помещение (булочную)» Стол, прилавок. Вывеска, деньги Оказывает помощь в организации. Дети приходят к арендодателю платят деньги и получают помещение в аренду
Игровая ситуация №5
Булочкины закупают оборудование и продукты в онлайн-магазине
. Папка-передвижка, картинки ламинированные, диван Воспитатель контролирует ситуацию.
Обращает внимание на взаимоотношения детей в ходе игры. Дети выбирают все необходимое в интернет- магазине и закупает необходимые товары
Игровая ситуация №6 «Запускают рекламу» Буклеты с рекламой хлебобулочных изделий, организуют дегустацию продукции Воспитатель контролирует ситуацию, по необходимости направляет действия детей.
Воспитатель дает инструкцию к прочтению рекламных стихов.
Дети раздают буклеты и хлебобулочные изделия будущим покупателям.
За прилавком постоим
Хлеб «Российский» продадим
Предлагаем плюшечки
Да вкусные ватрушечки.
Игровая ситуация №7
«Организация производства» Стол, хлебопечь, миска, миксер, вывеска, скалка, форма для теста, соленое тесто. Воспитатель контролирует ситуацию, по необходимости направляет действия детей.
Воспитатель дает инструкцию к проговариванию скороговорок и чистоговорок для работы над дикцией, предлагая детям произносить чистоговорки шепотом, это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата. Скороговорки используются на заключительном этапе по закреплению звуков и введению их в речь у детей, имевших дефекты звукопроизношения. Участники игры замешивают тесто, формируют хлебобулочные изделия, выпекают изделия в печи и проговаривают скороговорки «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»
«Жок-жок-жок- это пирожок.
Шки-шки-шки-мама жарит пирожки.
Ач-ач-ач-приготовился калач.
Чи-чи-чи-на првздник будут калачи.
Игровая ситуация №8
«Продажа продукции» Касса, деньги, тумба-прилавок, чеки Воспитатель напоминает не забывать складывать деньги в кассу. Дети приходят в пекарню выбирают товар, оплачивают покупку, продавец подает товар и принимает оплату, выдает чек.
Заключительная часть. «Предприниматели «Булочкины и Ко» распределяют прибыль:
1. Выплата налога;
2. Расширение бизнеса;
3. Расходы на семейные нужды.
Коробки с эмблемами. Воспитатель следит за ситуацией, организует детей.
Дети распределяют прибыль по трем частям:
Коробка (Налог)
Коробка (Покупка дополнительного оборудования для расширения бизнеса)
Коробка (Семейные нужды)
Участники игры обсуждают все ли поставленные задачи выполнены, и правильно ли они распределили вырученные средства.