Мария Ильина
«Body percussion» как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир
высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче.
Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Д. Д. Шостакович
Публикация «„Body percussion“ как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени и является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс, и в этом процессе ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития. Именно через ритм, как одной из форм общественного сознания, происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности.
Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.
Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела, техника владения своим телом как «музыкальным инструментом».
Цель: познакомить педагогов с новой технологией «Body percussion», как средство развития чувства ритма детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать определение и раскрыть содержание понятий «ритм», «чувство ритма», «body percussion» на основе анализа теоретических источников;
2. Изучить элементы телесной перкуссии и возможностями их применения;
3. Рассмотреть особенности технологии, направленной на развитие чувства ритма в дошкольном возрасте.
Что такое ритм и чувство ритма?
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Какова же природа ритма?
Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест. А мы рассмотрим более глубокое направление, которое называется - Body Percussion.
Body Percussion ([ b d p k n]) (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется тело, а не голос. Это техника владения своим телом, как «музыкальным инструментом» с элементами танца.
Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений.
Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления [1].
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Дает возможность осознать возможности своего тела как музыкального инструмента средствами его самовыражения. Что в свою выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром [2].
Традиционно выделяют четыре основных ударных звука тела (в порядке от самой низкой высоты тона к самой высокой):
1. Топанье: удары левой, правой или обеими ногами по полу или другой резонансной поверхности (Stomp)
2. Похлопывание: Похлопывание руками по левому, правому или обоим бедрам или щекам (Patsch)
3. Хлопанье в ладоши (Clap)
4. Щелчки большим и средним пальцами (Click)
Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко - двигательные выразительные средства, которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе Орфа, получившие общее название «звучащих жестов» [3].
Однако существует множество других возможностей, включая: удары в грудь, свист, пощечины или щелчки по щекам открытым ртом, щелканье языком по небу, хрюканье и удары по ягодицам [4].
В каком возрасте применение Body Percussion является наиболее благоприятным?
Музыка тела, при помощи «звучащих жестов» доступна для всех детей с раннего возраста. Если говорить о более благоприятном применении Body Percussion в ритмическом развитии детей дошкольного возраста, то это будет старший дошкольный возраста (от 6-ти лет).
Так, например, при определении наиболее благоприятного возраста следует указать на существование различных научных подходов в данном направлении.
По мнению Эмиля Жак-Далькроза наиболее благоприятным периодом для развития чувства ритма является возраст 6-10 лет.
Галина Александрова Ильина определяет временные рамки этого периода от 3-х до 5 лет, объясняя это тем, что к 2,5-3 годам ребенок уже располагает простейшими ритмическими преставлениями о равномерных отрезках времени. Примеры Body Percussion в раннем возрасте - «ладушки», «танец маленьких утят, считалки, потешки. [5]
Как мы можем применить Body Percussion в работе с детьми?
На музыкальных занятиях дошкольники первоначально осваивают такие музыкальные элементы как ритм, темп, а движения собственного тела помогают им в этом.
Самыми простыми и доступными элементами движений является хлопки и притопы. С их помощью дети могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритме мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и тем самым обогащать свой опыт музицирования различными телесными приемами.
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Упражнения телесной перкуссии.
Основной формой взаимодействия «педагог-дети» в данном виде деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов.
Приветствие:
“Здесь сегодня все друзья!”
Здесь сегодня все друзья (хлопки в ладоши) – раз, два, три,
Он, она и ты, и я (хлопки в ладоши) – раз, два, три.
Повернись к тому, кто слева (хлопки по плечу ребенку, который слева,
Повернись к тому, кто справа (хлопки по плечу ребенку, который справа) – мы теперь друзья!
Улыбнись тому, кто слева, улыбнись тому, кто справа – мы теперь друзья!
Обними того, кто слева, обними того, кто справа – мы теперь друзья!
Руку дай тому, кто слева, руку дай тому, кто справа – мы теперь друзья!
«Здравствуйте»
Здравствуйте ладошки (показывают ладошки) – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Здравствуйте ножки (выставление пятки вперед поочередно) – топ, топ, топ! (топают ногами)
Здравствуйте щечки (гладят щечки) – плюх-плюх-плюх! (слегка похлопывают по щечкам, открыв рот)
Пухленькие щёчки (гладят щечки) - плюх-плюх-плюх! (слегка похлопывают по щечкам, открыв рот)
Здравствуйте губки (губки «бантиком») – чмок, чмок, чмок! (чмокают губами)
Здравствуйте зубки (широкая улыбка) – щёлк, щёлк, щёлк! (щёлкают зубами)
Здравствуй мой носик (пальцем гладят нос) – бип, бип,бип! (нажимают на нос указательным пальцем)
Здравствуйте гости! (ребята) (машут руками «привет»)
Здравствуйте!
Чтобы детям было легче запоминать последовательность выполнения движений, можно применять ритмические рисунки. В интернете множество вариаций ритмических карточек, как образец добавлю одну для образца.
Заключение
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях.
Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т. е. у него будет страдать «музыкальная культура».
Развитие чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры дошкольников в процессе реализации их возможностей заключающихся:
- в развитии памяти, мышления, активности, наблюдательности, целеустремленности, логике, интуиции;
- в сознании условий для переживания личностного благополучия;
в развитии детей в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения.
Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше.
Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Список используемой литературы:
1. Баренбойм, Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла
Орфа [Текст] / Л. А. Баренбойм. - Л., 1975 – 160 с.
2. Гарифуллина, Р. Н. Музыкальное направление - боди перкуссия
[Электронный
ресурс] / Р. Н. Гарифуллина. -Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniie-bodi-pierkussiia.html
3. Locklear Scott. Вody percussion [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.crosspulse.com
4. Локлир, Скотт (май 2006 г.). «Перкуссия тела» (PDF). Барабан!: 69–72. Архивировано из оригинального (PDF) на 2008-07-04. Проверено 2008-02-13 .
5. https://urok.1sept.ru/articles/691881