Лучший педагог года

Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда

Любовь Горшкова
Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда

Особенностью детей с ограниченными возможностями здоровья является неравномерность нарушений различных психических функций: логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Во время непосредственной коррекционной деятельности у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании изучаемого материала, развитии речи. Также характерны низкая познавательная активность, повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, затруднения в формировании мотивации. При оказании своевременной коррекционной помощи особое внимание необходимо уделять формированию межполушарного взаимодействия, которое может быть достигнуто при регулярном использовании комплекса специальных упражнений биоэнергопластики. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата оказывают чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной и речевой деятельности детей.

Публикация «Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда» размещена в разделах

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Во многих исследованиях отечественных авторов отмечена связь речевого развития ребенка со степенью развития мелкой (пальчиковой) моторики. Достаточно новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи.

Биоэнергопластика» в логопедической работе с детьми с ТНР

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. От развития моторики рук напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи. Учителя-логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. К сожалению, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому стоит обратиться к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

Целью биоэнергопластики, как элемента логопедической работы, является также повышение эффективности постановки и автоматизации звуков.

Задачи использования биоэнергопластики :

• Совершенствовать постановку звука и введение его в речь;

• Развивать и совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;

• Развивать координацию движений;

• Повышать мотивационную потребность к речевой активности у детей;

Внедрение технологии «биоэнергопластика» в логопедическую работу следует в течение двух лет, начиная со старшего дошкольного возраста. Вся работа состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

На первом этапе работы проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, мыслительных процессов. Дети знакомятся с органами артикуляции и обучаются классической артикуляционной гимнастике. В дальнейшем используются красные варежки (имитация языка). При проведении непосредственно образовательной деятельности с применением биоэнергопластики учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребенка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнения его без ошибок.

Второй этап работы – основной. Он состоит из четырех частей. В первой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением ведущей руки в красной варежке. Надевая красную варежку, дети учатся имитировать положение языка во время артикуляционной гимнастики. Темп выполнения упражнений медленный. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Во второй части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением другой руки в красной варежке. Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный учителем – логопедом, на его счет и образец движения руки. В третьей части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых одновременно выполняется артикуляционная гимнастика учителем логопедом и ребенком с подключением обеих рук в красной варежке. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их прочными, легкими, ритмичными. В четвертой части работы проводятся индивидуальные занятия, на которых ребенок самостоятельно выполняет артикуляционную гимнастику в сопровождении обеих рук в красных варежках как классических, так и придуманных самостоятельно. Учитель-логопед может подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности, четкости. В первый и второй этапы работы включаются упражнения на правильное речевое дыхание, на развитие силы голоса и правильного выдоха. Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику учитель-логопед и дети выполняют весь учебный год. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, зрительную опору – зеркало – можно убрать.

На третьем заключительном этапе дети автоматизируют полученные навыки. Знакомые упражнения дети закрепляют в речевом уголке самостоятельно. Упражнения выполняются без помощи зеркала. Дети показывают перчаточный театр пальчиков и языка, рассказывают и показывают самостоятельно придуманные сказки. Повышают интерес к выполнению упражнений схемы, рисунки с обозначением упражнений. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки, сказки. Практика показала, что одновременность работы рук и языка значительно облегчает детям освоение нового упражнения. Если взрослый не дает образца, то дети сами стараются придумать движения. В заключительный этап работы включаются кинезиологические упражнения. Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях.

Таким образом, применение биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, мышления, внимания. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированности пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ.

Публикации по теме:

Использование тауматропа в работе логопедаИспользование тауматропа в работе логопеда Организация обучения детей с нарушениями речи предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и интереса к изучаемому.

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Дидактические игры помощники в работе логопедаДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего в работе логопедаИспользование конструктора Лего в работе логопеда МБДОУ ПГО «Детский сад №40 общеразвивающего вида» Фетисова Ксения Александровна, учитель-логопед. «Развиваем речь с помощью LEGO» «Развитие.

Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда»Консультация «Геометрический планшет в работе логопеда» «Геоконт» - еще называют «дощечка с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Был придуман в середине xx века, а в России активно используется.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Нейрогимнастика в работе логопедаНейрогимнастика в работе логопеда ! Ритмично двигая пальчиками, мы способствуем активизации речевых центров головного мозга; ---! Повышаем речевую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 19:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД