Щавлева Татьяна
Проект «Библиотека для детей и родителей в дошкольной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 27 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Социально-значимый проект
«Библиотека для детей и родителей
в дошкольной организации»
Воспитатель: Костюхина Людмила Владимировна
Ейск, 2021 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Публикация «Проект „Библиотека для детей и родителей в дошкольной организации“» размещена в разделах
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника,
т. к. он является своеобразным читателем.
В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь обществаи природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоцииболее насыщенными, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точностьслова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русскойречи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русскогослова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями и сравнениями.
Мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Особое значение для читательской судьбы ребенка имеет семейное чтение. От установок взрослого зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Дети дошкольного возраста – слушатели, поэтому родителям необходимо какможно больше читать своим детям. Слушая чтение взрослого, рассматриваявместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает загероев, у него формируется яркая, образная, красочная, грамматическиправильно построенная речь, возникает стремление к постоянному общениюс книгой. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.
К сожалению, традиция семейного чтения практически утрачена. Чтобы воспитать ребенка настоящим читателем, приобщать ребенка к книге необходимо возрождать традицию семейного чтения. Для возрождения традиции семейного чтения организован «буккроссинг» в средней группе. Букроссинг — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги. А укреплять эту связь так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным.
Проблема
Проведя опрос родителей и воспитанников, мы убедились в том, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых. Именно это побудило нас к созданию социально-значимого проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации».
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Участники проекта : дети, родители (законные представители, воспитатель, библиотекарь.
Цель: формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе его сотрудничества с семьей с помощью букроссинга. Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
-приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- повысить интерес детей и родителей к художественной литературе, к художественной литературе Кубани;
- приобщать к истокам народной культуры родного края;
- показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
- обобщить и распространить опыт семейного чтения художественной литературы;
- познакомить родителей с методами и приемами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;
- помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги;
- формирование круга семейного чтения;
- создание пространства для диалога ребенка и взрослого;
- воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров;
- формирование репертуара материнского чтения для детей раннего и дошкольного возраста;
- разработка комплексных мер, направленных на обучение практическим навыкам чтения ребенку вслух и организации общения на этой основе;
-интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка;
- привлечение мам в качестве волонтеров для чтения детям вслух в ДОУ;
- обеспечение библиотечного содействия материнскому чтению;
- дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.
- познакомить родителей с «Букроссингом» при помощи рекламных листовок;
- организовать в группе уголок «Буккроссинг», куда родители и дети могут приносить и свободно брать понравившиеся книги домой или читать совместно в групповой комнате.
Планируемый результат
- увеличение числа родителей, читающих своим детям вслух;
- чтение художественной литературы займет одно из первых мест в семейном досуге;
- увеличение количества книг в домашней библиотеке;
- повышение уровня мотивации семейного чтения;
- у родителей возрастет интерес к чтению книг кубанских писателей о родном крае;
- у воспитанников повысится уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения;
- возрождение традиции домашнего чтения;
- обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
- повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
-повышение избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознано выбирать и осмысленно читать.
Продолжительность: долгосрочный, январь 2021– май 2021 года.
Содержание проекта
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители способствуют :
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основе познавательной активности.
Для успешной реализации проекта ставятся задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье В детском саду
ежедневное чтение детям художественных произведений ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение, о прочитанном
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми ввести в круг чтения детскую периодику
ввести в круг чтения детскую периодику контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал активизировать работу мобильной библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению)
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки создавать уголок «Букроссинг», учить пользоваться книжным фондом публичной детской библиотеки
Реализация проекта предполагает :
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Этапы реализации проекта
Этап 1. Организационно – подготовительный
1. Разработка социально-значимого проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» в ДОУ по приобщению детей и родителей к совместному чтению книг.
2. Проведение вводного мониторинга «Чтение художественной литературы дома» (анкетирование родителей и детей).
3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе (уголок «Букроссинг»).
4. Подборка книг для создания уголка «Букроссинг».
5. Изучение методической и практической литературы.
6. Сбор информации по теме проекта, подбор литературы, информирование родителей.
Этап 2. Практический.
Предполагает непосредственное проведение комплекса мероприятий клуба в рамках работы мобильной библиотеки детского сада, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа мобильной библиотеки на данном этапе состоит из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
Блок - литературная мастерская «Мобильная библиотека»
Освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения :
(1 раз в две недели в течение реализации проекта)
1. «Встреча «Историков и корреспондентов»
Группа «Историки»
«Историки» выступают с сообщением на тему «Традиции семейного чтения в далёком прошлом».
После выступлений оформляется папка-энциклопедия
«Традиции семейного чтения в далёком прошлом»
Группа «Корреспонденты»
Выступают с результатами анкетирования родителей и детей.
2. Знакомство с творчеством детских писателей
обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности;
3. Прослушивание аудиозаписей художественных произведений в исполнении мастеров слова;
4. Создание мобильной библиотечки;
5. Консультирование родителей по организации домашней библиотеки;
6. Консультирование «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;«Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитании детей», «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника».
7. Цикл бесед о культуре чтения.
8. Круглый стол «Поделитесь опытом: «Вечернее чтение в семье».
-разработка вопросов для совместного обсуждения родителей и детей по книгам.
9. День литературного семейного общения «Книги моегодетства».
1. Экскурсии и знакомство детей с работой «Библиотеки» п. Краснофлотский ее требованиями и правилами.
10. Изготовление книжек-малышек.
Блок - «Массовые мероприятия»
2. Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
3. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
4. Конкурс чтецов на тему «Моя любимая игрушка» (цикл стихотворений А. Барто) в группе, на уровне ДОУ.
5. Волонтерская деятельность «Читающая мама в группе».
6. Акция «Online-Чтение»-родительские стажировки по семейному чтению.
7. Акция «Я рекомендую почитать».
8. Конкурс для родителей «Лучший отзыв о любимой семейной книге» (Рекламный микрофон)
9. Акция «Здравствуй, старая книга!» – провести поиски самых старых книг (детские книги родителей) в домашних библиотеках, представить книгу-долгожителя, рассказать об истории появления книги в домашней библиотеке.
Блок - «Родительские собрания»
Задачи
• Пробуждение и развитие у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы.
• Показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщённости к книге старшего поколения.
Темы родительских собраний :
• «Роль чтения в формировании личности ребенка».
• «Мы читаем перед сном» - литературно-творческое занятие.
• «Литературный ринг» -деловая игра
• «Книги читать –скуки не знать»
2 Блок - «Рекомендательная библиография»
Цель
• Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.
• Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка.
Проводится
1. Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.
2. Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.
3. Составление рекомендательных списков литературы для детей и их родителей.
4. Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.
5. Продвижение забытых детских книг, анонсы книжныхновинок.
6. Плакаты «Я выбираю книгу» – фотографии педагогов и детей с любимыми книгами.
7. Проведение бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
Блок - «Рекламная деятельность»
1. Представление проекта на педсовете, по итогам проделанной работы.
2. Размещение проекта на сайте МБДОУ ДСКВ № 27.
Формы работы с детьми
1. Интервью детей «Моя любимая книжка»
2. Цикл бесед «Бережное хранение книг»
3. Проведение игр «Книжкина больница»
4. Литературные развлечения «Раз загадка, два загадка»
5. Викторина «Взрослые и я – читающая семья».
6. Квест «Спасаем книгу»
7. Утренние беседы «Расскажи о книге, прочитанной дома»
8. Неделя любимой книги
9. Неделя сказок
10. Неделя любимого писателя
11. Неделя стихотворных произведений
12. Чтение литературных произведений кубанских
писателей по ролям
13. Драматизация сказки «Репка» для младших дошкольников
14. Выставка книг «Книга, которую мне читают дома»
15. Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»
16. Конкурс чтецов на тему «Я люблю тебя, Кубань!», в группе
17. Конкурс стихов «Весна Победы», на уровне ДОУ
18. Рекламирование новых книг для младших дошкольников.
19. Подарок книжки-малышки воспитанникам младшей группы.
20. Подарок «Книжка-фотовспышка» библиотеке пос. Краснофлотский.
III этап. Заключительный
1. Итоговый детско-родительский праздник «Книга встречает друзей»
2. Арт-выставка семейных конкурсных работ «Вместе с книгой я расту» (подведение итогов)
3. Папка-энциклопедия «Традиции семейного чтения в далёком прошлом»
4. Презентация социально-значимого проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации» на педагогическом часе.
Результаты проекта
1. Методические продукты
- создание уголка «Букроссинг» ориентированного на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
- оформление методических рекомендаций: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Вечернее чтение в семье», «Литературное воспитание ребенка в семье»; «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитании детей», «Сказка как средство воспитания положительных качеств в личности дошкольника».
- обобщение опыта работы «Библиотеки для детей и родителей
в дошкольной организации» по приобщению детей к художественной литературе.
2. Информационно-практические продукты
- создание уголка «Букроссинг» в группе;
- создание презентаций: «История возникновения книги»; «Как книга пришла к нам»; «Угадай сказку».
- Акция «Здравствуй, старая книга!»
- Литературный КВН: «Папа, мама, я – читающая семья»
3. Повышение рейтинга МБДОУ в социуме
- размещение информации (фотоматериалы, отчеты) на сайте детского сада в сети Интернет;
- творческий отчет о внедрении социально-значимого проекта «Библиотеки для детей и родителей в дошкольной организации»;
- публикация работы проекта в СМИ.
4. Социальный эффект
Родители :
- ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- сформированы нравственные качества ребенка;
- выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой.
Заключение
Предполагается что, у родителей появится интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что вся проведённая работа не пройдет даром.
С момента создания уголка «Букроссинг» в дошкольном учреждении дети стали проявлять больший интерес к книгам, чаще проводят время за их просмотром, бережно к ним относятся.
Дальнейшее развитие проекта найдет свое продолжение после реализации в силу следующих обстоятельств: актуальности проекта для следующих поколений юных читателей, заинтересованности педагогической,библиотечной и родительской общественности. Отзывы участников данного проекта дадут возможность разработать новые направления по формированию читательского интереса к произведениям детской литературы, способствующей развитию и поддержанию интереса к детской литературе и чтению, духовно-нравственного и нравственно-патриотическго развития.
Приложение 1
Рекомендации родителям при чтении книг детям.
Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное
приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и
утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения
втроем: взрослый, ребенок и книга.
Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в
начальном приобщении детей к чтению, первым и основным
руководителем чтения является семья.
• Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого
учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своимумением.
• Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и
буквы.
• Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто
говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят
песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять
напряжение.
• Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух
еще интереснее, чем маленьким.
• Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа
проводят не только у телевизора.
• Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например,
споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по
поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
• Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать
ответы в книгах самостоятельно.
• Соберите дома различные словари: толковый, орфографический,
энциклопедический и т. д. Вырабатывайте у ребенка привычку
обращаться к словарям и работать с ними.
• Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с
надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.
• Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней
были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
• Правила, с которыми нужно считаться,чтобы приучить ребенка к чтению.
• Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10лет.
• Не хочет ребенок читать вслух, потому, что трудно. При чтении
вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия,
слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат
смысловой переработки информации.
• Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы
ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с
плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
• Не хочет читать, потому что ему страшно, что у него получиться не
так, как хотелось маме или папе или учителю.
• Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка.
«книга- лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и популярна
сейчас.
• Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где
ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или
сказки.
• Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у
него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
• Выпишите детский литературный журнал, который он будет ждать.
Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения. Просите
рассказать, что интересного прочитал.
• Пусть дети читают младшим братьям и сестрам, друзьям и
родственникам.
• Купите настольную игру, предполагающую чтение.
• После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и
сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма.
• Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложитеребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и нечитать в этот раз, но в следующий раз его это обязательнозаинтересует.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Чтение художественной литературы дома»
1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка? (ДА НЕТ)
2. В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть) :
познавательные книги, сказки, стихи, рассказы
3. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку? (отметьте 1 из пунктов) :
• смотрю содержание;
• учитываю возраст;
• отбираю по иллюстрациям;
• покупаю случайно.
4. Как часто Вы читаете ребенку книги?
• Ежедневно;
• 2-3 раза в неделю;
• раз в месяц.
5. Как вы читаете книги?
• по просьбе ребенка;
• по своей инициативе;
• ребенок читает самостоятельно.
6. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?
• спрашиваю, что нового узнал из книги;
• обсуждаю поступки героев, их поведение;
• предлагаю просто пересказать,
7. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения?
(ДА НЕТ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)
8. Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (ДА НЕТ)
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
МБДОУ ДСКВ № 27 г. Ейска и библиотека пос. Краснофлотский интересует отношение родителей к книгам и чтению. Ваши ответы помогут выяснить отношение родителей к книжной культуре и улучшить совместную работу детского сада и детской библиотеки.
Будем благодарны, если ответите на наши вопросы.
1. Вы любите читать?
Да. Нет.
2. Что делается в вашей семье для привития ребёнку любви к чтению?
• Читаете вместе с детьми
• Обсуждаете прочитанное
• Иллюстрируете прочитанное
• Сочиняете вместе стихи и сказки
•
3. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.
4. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему ее почитать?
5. Последняя книга, купленная Вами.
6. В группе детского сада оформлен книжный уголок, что интересного вы почерпнули для себя.
7. Какую информацию о книге, чтении Вы хотели бы видеть в книжном уголке?
• Рекомендации о привлечении к чтению;
• Списки новинок детской литературы;
• Ваше предложение.