Ольга Сергеевна Громова
«Безопасное детство» — газета для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь.
Аристотель.
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познает мир, в котором он живет. Детство – важнейший период человеческой жизни.
Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку взрослого, делает первые шаги по траве, видит небо над головой и верит, что земля прекрасна, люди добры, а жизнь – это счастье. Он еще не знает, что многие предметы, придуманные людьми для обеспечения комфорта и удобства, несут в себе опасность при неправильном обращении с ними. Дети не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения и способности. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут оказаться в сложных ситуациях, вредящих их здоровью.
Публикация «„Безопасное детство“ — газета для родителей» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Темочки
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах. Он только готовится к тому, чтобы на определенном этапе своего развития приступить к их серьезному освоению. Зато отношение к миру интенсивно закладывается именно в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст относится к, так называемым, критическим периодам в жизни ребенка. Мы все желаем нашим детям иметь позитивные установки и отношение, уметь правильно выбирать, быть довольным своей жизнью. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности ребенка. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огром-ная, каждодневная работа в семье и ДОУ.
С самого рождения малыш вступает в определенные взаимоотношения с окружающей средой и людьми. В системе этих взаимоотношений и идет становление его личности, развитие психических и физических процессов, формирование основ самозащиты и безопасности, в ходе которых ребенок с помощью взрослых приобретает и усваивает первые нравственные нормы и правила поведения, первый социальный опыт. Чем раньше взрослые начнут создавать условия для развития рефлексов самозащиты у детей, тем гармоничнее будет его поведение в опасных ситуациях. Весь дошкольный возраст наиболее благоприятен для освоения основ безопасности жизнедеятельности, накопления качественного восприятия окружающего мира.
Этот период детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. У малыша повышается чувственность к сигналам внешнего мира, воз-можность их анализа и синтеза; идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, события повседневной жизни привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш, как он будет жить с окружающим его миром.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Ребенок активно стремится к познанию окружающего мира, ищет способы удовлетворения жажды знаний. И, несомненно, именно под влиянием любознательности и познавательных интересов можно создать условия для формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Основной путь влияния взрослого на формирование правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста – организация условий и специально создаваемая взрослыми игровая деятельность, являющаяся тем механизмом, который переводит внешние требования социальной среды в собственные потребности ребенка. Конечно, игра не единственная форма деятельности, позволяющая целенаправленно и систематично решать поставленные задачи. Но и создание только условий недостаточно. Также необходимо правильно руководить действиями детей; показывать способы действий; объяснять каждую ситуацию; задавать вопросы, направляющие внимание на необходимость действовать определенным образом.
Пока ребенок мал, взрослый крепко держит его за руку, предостерегает, ограждает, подстраховывает. А готов ли ребенок к самостоятельным шагам по «взрослой жизни»? Взрослый мир таит для ребенка много интересного, увлекательного, но опасного, если ребенок не знаком с правилами безопасности, не знает, как ими пользоваться.
Мы, взрослые, можем уберечь этого первооткрывателя мира от бед и несчастий, сделать процесс познания мира интересным, увлекательным и безопасным.
Безопасность на дороге
1. Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
2. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»
3. Если нет подземного перехода, нужно пользоваться переходом со светофором.
4. Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
5. Автобус, троллейбус, трамвай опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
8. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;
- не стойте с ребенком на краютротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто - ,мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло; не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Безопасность детей дома
Иногда обеспечение безопасности детей дома становится для родителей более чем серьезной проблемой. Дети от природы любопытны и жаждут исследовать любую вещь, подвернувшуюся под руку, — открытые окна, лекарства, острые режущие предметы и т. п. Конечно, многие родители в общем и целом знают, как уберечь детей от подобных неприятностей, по еще несколько советов по этому вопросу не помешают.
В первые годы жизни вопросы безопасности детей наиболее важны, поскольку в это время малыши испытывают повышенный интерес ко всему, что их окружает, и не особенно прислушиваются к запретам родителей. Сделав дом максимально безопасным, вы не только защитите ваших детей, но и сами избавитесь от беспокойства, пока малыши с беспечной импульсивностью исследуют окружающие их вещи.
Безопасность ребенка в комнате
Необходимо каждую комнату тщательно проверить на предмет вещей, которые могут причинить вред ребенку. В частности:
- Следует убрать или закрепить неустойчиво стоящую мебель, которая может упасть на малыша. В магазинах можно купить специальные фиксаторы, которые помогают прикрепить неустойчивую мебель, например, книжные шкафы и корпусные стенки к стене.
- При необходимости поставьте оконные решетки. Оконные сетки недостаточно прочные, чтобы выдержать вес ребенка, если он вздумает вылезти в окно. Оконные решетки имеют механизм быстрого открывания, это может пригодиться и чрезвычайной ситуации и облегчить выход из помещения.
- Убедитесь, что все замки в дверях можно открыть снаружи. Это важно при чрезвычайных ситуациях. Замки и засовы, расположенные с внутренней стороны двери, опасны, так как ребенок может случайно закрыть себя в комнате. В большинстве семей над каждой дверью лежат отмычки, и ими легко воспользоваться, если ребенок запер себя в комнате. Если в вашем доме нет такой традиции, подобные ключи можно купить в магазине.
- Приобретите струнные дверные петли, чтобы исключить возможность прищемить дверью детские пальчики. Также для этого помогают ограничители открывания двери и держатели.
Безопасность ребенка на кухне
На кухне родители проводят большую часть своего свободного времени, когда находятся дома. Вполне естественно, что ребенок последует за вами в кухню и продолжит играть там. Когда вы готовите, а ребенок крутится под ногами, необходимо помнить о правилах безопасности :
- Температура воды в кране не должна превышать 50 °С, чтобы ребенок не ошпарился. Если дети не могут запомнить, в каком кране горячая вода, нанесите на нужный кран красную отметку.
- Ставя еду на стол, размещайте горячие блюда и напитки в центре стола. Не стелите на стол скатерти, пока дети не достигнут, по крайней мере, школьного возраста — иначе скатерть вместе с обедом и посудой может оказаться на полу благодаря проходящему мимо малышу.
- Если вы поставили что-то на плиту, не оставляйте в кухне малыша одного. Старайтесь пользоваться только теми конфорками, которые расположены ближе к стене. Ручки сковородок и кастрюль поворачивайте к центру плиты. Купите в магазине специальную защитную рамку для плиты.
- Держите ножи, вилки, терки и другие острые столовые приборы в недоступных для детей местах. Закончив загружать посудомоечную машину, плотно закройте или заприте ее, чтобы любопытный малыш не поранился. Не кладите острые ножи на стол, чтобы ребенок, заинтересовавшись, не схватился за лезвие.
Отравляющие вещества
Может так случиться, что однажды чадо, к ужасу родителей, проглотит какое-нибудь отравляющее вещество. Для такого случая всегда необходимо иметь под рукой телефон ближайшего травматологического пункта. Соблюдение несложных правил безопасности поможет уберечь детей от опасных веществ:
- Посмотрите в Интернете, какие растения могут быть ядовиты, если ребенок их съест или пожует. Поместите потенциально опасные растения вне досягаемости малыша. Если ядовитые растения растут у вас в саду, найдите их, выкопайте и уничтожьте.
- Моющие средства, бутылки и аэрозоли, дезинфицирующие средства привлекательны для детей, поскольку продаются в ярких цветных бутылках и контейнерах. Храните их на верхних полках, чтобы ребенок не смог достать, или в запертых отделениях шкафов.
- Лекарства и витамины храните максимально далеко от детей и никогда не говорите о них как о лакомствах. В корректных словах объясните малышам, даже самым маленьким, что те лекарства, которые вы иногда принимаете, только для взрослых. Никогда не давайте детям играть пустыми баночками и коробками от лекарств. Напоминайте также детям, что поднятые с пола предметы нельзя брать в рот.
Электроприборы и безопасность ребенка
Электрические розетки завораживают детей. Дырочки в них как раз подходят по размеру для детских пальчиков. Поэтому следует закрывать все розетки, даже те, которыми вы часто пользуетесь, в целях безопасности.
Отключайте все мелкие электроприборы, когда не используете их, а когда используете, удостоверьтесь, что провод исправен и не проходит там, где ребенок может дернуть его (или включенный в сеть электроприбор) на себя.
Каждый год случаются пожары из-за того, что спички и зажигалки недостаточно надежно спрятаны от детей. Пламя, как и розетки, восхищает детей. Зажигая камин или свечи, обратите внимание малыша на то, что огонь горячий и может быть опасен. Объясните, что только взрослым позволено иметь дело со спичками. Что касается каминов, убедитесь, что они снабжены надежными запирающимися решетками и заслонками. Не используйте для каминов покрытие из стекла, поскольку оно быстро нагревается и малыши могут обжечься. Спички для разжигания камина должны храниться в недоступном для детей месте.
Многие дома оснащены детекторами дыма, но батарейки часто выходят из строя и не заменяются своевременно. Такие детекторы следует проверять ежегодно — к примеру, приурочить это к дню рождения старшего из детей, чтобы не забывать. Детектор угарного газа в случае пожара предупредит вас об опасности, его также следует проверять регулярно.
Номера первой необходимости
Дети должны уметь громко и четко называть свой адрес и номер телефона уже с трех лет. Также необходимо научить их набирать номера служб первой необходимости. Время от времени повторяйте вместе с ребенком эти номера, чтоб они лучше запомнились. Кроме того, поместите листок с записанными номерами на какое-нибудь место, где все могли бы его видеть, например на холодильник. Покажите малышу, где висит листок с телефонами, на случай, если вы сами по каким-то причинам не сможете набрать номер. В список необходимо включить номера экстренной помощи, ваши рабочие номера, телефоны детского врача, детского стоматолога, пожарной службы и полиции.
Основные правила безопасности
Подумайте, не посетить ли занятия по основным правилам безопасности для детей. Там вас научат, что делать при несчастных случаях и травмах, например при удушье; как оказать первую помощь и сделать искусственное дыхание. Пригласите ваших родителей, которые иногда будут сидеть с детьми, на эти занятия. Они, вероятно, имеют большой опыт воспитания детей, но вряд ли четко себе представляют, какие опасности могут подстерегать ребенка в их собственном доме. Сделав дом ваших родителей безопасным с этой точки зрения, вы будете спокойны, когда ребенок будет гостить у них.