Светлана Иноземцева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Беседа о кроте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Беседа о кроте» с детьми подготовительной группы с применением ИКТ – технологии.
Цель: расширение представлений детей об особенностях строения и поведения крота, о его подземном образе жизни.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Беседа о кроте“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Развивающие : использовать речь для выражения своих суждений; способствовать развитию памяти, мышления, зрительного внимания, мелкой моторики кистей рук; формировать познавательный интерес, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи.
2. Образовательные: расширить и обобщить представления детей об особенностях строения и поведения крота, о его подземном образе жизни; побуждать детей к анализу и синтезу возможных ситуаций экологических проблем с исчезновением этого животного; помочь построить модель питания животного (пищевая цепь) и анализировать.
3. Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к подземным животным, осознание их значимости и необходимости в природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».
Материал: изображение «Крот», картинки с изображениями насекомых, картинка с изображением частей тела крота, презентация «Крот –подземный житель»; почва, свеча, ложка, стакан с водой,лопатка, грабли, тоннель,клей (для опытнической и продуктивной деятельности).
Словарь : перегной, кротовина.
Ход занятия - Ребята, посмотрите, у меня в руках мешочек, а что в нем вы узнаете, когда отгадаете загадку: Самый верхний слой земельный В нем растут трава, деревья Плодородием обладает Как ее все называют? (Почва) Это целое подземное царство, которое вы не видите. Главное свойство почвы-это плодородие. - Почему (в почве содержится перегной – это перепревший навоз, остатки растений и сорняков, животных, необходимый для жизни растений).
-Как вы думаете, в почве есть вода? ( предположения детей: да или нет) Давайте сейчас в том убедимся. Опыт с детьми: 1. Выпаривание почвы – на ложке над свечой – пойдет пар (вода, -Ребята, какой мы сделаем с вами вывод? (вода есть) 2. Как вы считаете, в почве есть воздух? Давайте сейчас узнаем (бросаем сухие комочки в воду – пойдут пузырьки - воздух) Вывод: в почве есть вода, воздух, значит в почве можно жить? (да) -Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (Иллюстрации) ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю свою жизнь проводит в почве. Питается останками перегнивших листьев. Все тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности можно увидеть во время дождя. МУРАВЬИ – живут семьями в домах- муравейниках, большая часть, которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве. МЕДВЕДКА – насекомое,немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Чаще селится на огородных участках и роет там ходы. ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек, живет на лугах, полях. День проводит в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками. - Но наша с вами речь пойдт о другом подземном животном, как вы думаете о каком? (предположения детей)
Отгадайте загадку:
Я, друзья, подземный житель.
Землекоп я и строитель,
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю,
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (крот)
Ребята, сегодня мы познакомимся с интересным животным, живущим в наших местах, увидеть, которое почти невозможно. (показываю изображение)
Физкультминутка :
Вот высокая гора, (тянемся вверх)
А под ней внизу - нора (приседаем)
Смотрим, кто в норе живт?
Ну, конечно, это крот!
Роет он подземный ход (движения рук)
В лабиринтах он живт.
Рассказ-беседа с показом презентации «Крот – подземный житель»
Комментарии к презентации:
Крот – это животное млекопитающее, из отряда насекомоядных. Этот маленький зверек размером с мою ладонь. Он настоящий подземный житель. Всю свою жизнь крот копает землю, роет ходы в почве.
- Как вы думаете, почему крот млекопитающее животное?
- Почему он относится к отряду насекомоядных животных?
- Зачем он копает, роет землю и делает в ней ходы? (ответы детей)
Уточняем: правильно, он выискивает дождевых червей, насекомых и личинок. т. к. крот ими питается. Чтобы прокормить себя, кроту приходится много трудится, рыть подземные ходы.
- А что нужно кроту для того, чтобы рыть почву?
Кроты очень хорошо приспособлены к подземному роющему образу жизни. Туловище у него округлое и вытянутое, покрытое густой шерсткой, которая растет прямо.
- Как вы думаете, почему у крота растет шерсть прямо?
Шерсть у крота растет так, потому что это позволяет ему легко двигаться под землей в любом направлении.
Посмотрите внимательно на картинку. У кротов, ребята, необычные глаза и уши. Глаза маленькие (показываю) и почти ничего не видят.
- Почему не видят, кто как думает?
Под землей темно и ничего не видно. Как не смотри – все равно ничего не увидишь. Поэтому глаза и не нужны. А как же, вы спросите, он ориентируется под землей без глаз? Очень просто. У крота очень хорошо развиты обоняние и осязание. Нос у крота вытянутый, он хорошо чувствует запахи. Червей и личинок, дорогу домой крот находит по запаху или на ощупь. А еще у крота есть уши, которые тоже хорошо слышат.
- А где же у крота уши?
Правильно, уши у крота на голове, как и у всех животных, но их не видно. Они прикрыты складкой кожи, для того, чтобы в них не попадала земля. Когда кто-то идет по земле, крот это слышит. И что он делает, как вы думаете? Правильно, в этот момент он затаивается.
Посмотрите, лапы у крота тоже необычные. Они короткие, заканчиваются пальцами с широкими острыми когтями.
- А что похожи лапы крота?
Его лапы похожи на лопаты. Крот копает ходы то одной лапой, то другой. А лишнюю землю, которая ему мешает, он выталкивает на поверхность и получается кротовина, кучки земли на полянке.
- Вы видели эти кучки земли?
- Как они называются?
Запомните, эти кучки земли на полянке называются кротовины.
После презентации предлагаем детям изобразить на листе пищевую цепь крота. (заполняем ступени пищевой цепи).
Итог занятия:
- Ребята, кто же запомнил, кто такие кроты?
- Чем они питаются?
- Где они живут?
- А на что похожи его лапы?
- Какие глаза у крота?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали о кроте?
- Кто может вспомнить м/ф или сказки, где встречается это животное? (дети называют)
В конце рефлексии предлагаем детям в свободной деятельности посмотреть м/ф о кроте.