Татьяна Баскакова
«Береги свое здоровье». Конспект занятия по профилактике гриппа в старшей-подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
У меня печальный вид …»
Как победить грипп?
Цели:
формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни, закрепить знание правил, помогающих сохранить здоровье;
дать представление о вирусных заболеваниях (в том числе о гриппе) и их профилактике;
дополнить знания детей о полезных продуктах (овощах и фруктах) и витаминах, содержащихся в них.
Ход занятия:
I. Постановка учебной задачи.
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята!
Публикация «„Береги свое здоровье“, Конспект занятия по профилактике гриппа в старшей-подготовительной группе» размещена в разделах
- Грипп, простуда. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель. При встрече люди издревле желали друг другу здоровья :
«Здравствуйте, доброго здоровья!»
«Как ваше драгоценное здоровье!»
И это не случайно. Ведь ещё очень давно говорили: «Здоровья не купишь», «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»
Воспитатель. Что значит быть здоровым? От кого зависит здоровье человека? Что может повлиять на состояние здоровья?
Ответы детей. Образ жизни, состояние окружающей среды – природы, питание.
Воспитатель. Дети, сегодня мы поговорим, о самом ценном, что есть у каждого из нас. Как вы считаете, о чём сегодня пойдет речь?
Ответы детей.
II. Основная часть.
Воспитатель. Наступила осень, за окном резко похолодало, то и дело нависают тяжелые стальные тучи и завершают унылую картину холодным и мокрым дождём. Самое время переодеться в тёплую одежду, но по инерции все бегают в лёгких курточках, туфлях на тонкой подошве, не берут с собой зонты, и как результат - имеем переохлаждение, понижение сопротивляемости нашего организма различным вирусам и бактериям.
Начало осени всегда связано с всплеском простудных и вирусных заболеваний. Вирусные инфекции протекают с высокой температурой и плохим самочувствием.
Сейчас по всей стране идёт очень серьёзное заболевание - грипп.
Сопя и издавая громкий хрип
И хлюпая все время носом мокрым,
Противный мелкий зверь по кличке Грипп
С надеждой приникает к нашим окнам.
Он так мечтает просочиться в щель,
Проникнуть к нам за каменные стены,
Залезть в тарелки, а потом в постель
И в нас самих пробраться постепенно.
Воспитатель. Что же такое грипп? Как вы думаете? (обобщая ответы детей, воспитатель рассказывает о таком заболевании как грипп)
Воспитатель. Грипп – это опасное заболевание, которое вызывают вирусы. Вирусы такие маленькие, что мы их не видим. Когда заболевший человек кашляет или чихает, из его рта вылетают мелкие капельки, в которых и живут эти самые вирусы. (Демонстрация картинки чихающего человека). На кого эти вирусы попадут, тот может заболеть. (Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Грипп», автор Сергей Михалков).
У меня печальный вид –
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели,
Мне положено болеть.
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу –
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.
День лежу, второй лежу
Третий – в школу не хожу.
И друзей не подпускают, –
Говорят, что заражу.
Воспитатель: Ребята, чем же заболел герой этого стихотворения.
Дети: Гриппом.
Воспитатель: Конечно, гриппом! Какие признаки болезни у него проявились?
Дети: Поднялась температура, болит горло, голова.
Воспитатель: А как вы думаете, как передается грипп?
Дети: При кашле, чихании. Через игрушки, посуду, белье…
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, можно ли избежать заболевания?
Дети:
Воспитатель. Грипп – это заболевание, которое в буквальном смысле «витает в воздухе» – передаётся воздушно-капельным путём, при вдыхании вирусных частиц, а также через предметы, которыми пользовался больной человек. Инфекция быстро распространяется в холодное время года и принимает характер эпидемии.
Воспитатель. Что же нужно делать? Запретить всем чихать и кашлять?
Дети:
Воспитатель. Думаю, что это сделать не получится. Но научиться всем, чихать и кашлять с определенной осторожностью можно. Грипп передается по воздуху. Особенно опасно, когда больной человек кашляет или чихает и капельки – бактерии гриппа, которые у него вылетают изо рта, попадают на нас. Если это произойдет, человек может заболеть. Поэтому, когда вы чихаете или кашляете, необходимо закрывать рот и нос носовым платком, чтобы не заразить окружающих.
Я предлагаю Вам немного отдохнуть и выполнить дыхательную гимнастику, которая называется «Ветерок». Эта гимнастика поможет Вам справиться с кашлем.
Я ветер сильный, я лечу.
Лечу, куда хочу.
Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос.
Хочу налево посвищу,
Повернули голову налево, губы трубочкой и дуют.
Могу подуть направо,
Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох.
Могу и вверх
Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох.
И в облака.
Опустили голову, подбородком коснулись груди, спокойный выдох через рот.
Ну а пока я тучи разгоню.
Круговые движения руками.
Воспитатель: У нас в группе дети тоже болели гриппом. Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда болели?
Дети: У нас был насморк, кашель, болело горло, голова, не хотелось играть, хотелось спать.
Воспитатель: Грипп передается и через предметы общего пользования.
Воспитатель: А как это понять через предметы общего пользования?
Дети:
Заразиться можно:
1. Находясь рядом с больным человеком, особенно если он кашляет и чихает.
2. Обмениваясь тетрадями и письменными принадлежностями с больными учениками, сидя с ними за одной партой без защитной повязки или пользуясь одной посудой.
3. Не соблюдая правил личной гигиены, таких как мытьё рук перед едой, содержание в чистоте одежды и т. п.
Воспитатель: Может кто-нибудь назовёт симптомы гриппа?
Симптомы гриппа у детей
Воспитатель: Ребенок, заболевший гриппом, становится вялым, отказывается от еды, его постоянно клонит в сон. Затем довольно быстро нарастают— головная боль, озноб, боль в мышцах и суставах. Температура тела у ребенка повышается. К этим признакам присоединяются насморк, сухой, «лающий» кашель, боль в горле. Ребенку больно двигать глазами.
Воспитатель: Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажите, что нужно делать, если ты заболел, и как нужно лечить грипп.
Дети: Лечить надо таблетками, микстурой, уколами, полоскать горло лечебной травой:
– Ребята, Ваши глазки устали. Давайте, встанем, выйдем в проход и выполним гимнастику для глаз. Зарядка называется «Овощи».
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Обводят глазами круг.
Наверху созрела слива,
Смотрят вверх.
А внизу растёт крапива,
Смотрят вниз.
Слева – свёкла, справа – брюква,
Смотрят влево – вправо.
Слева – тыква, справа – клюква,
Смотрят влево – вправо.
Снизу – свежая трава,
Смотрят вниз.
Сверху – сочная ботва.
Смотрят вверх.
Выбрать ничего не смог,
И без сил на землю слёг.
Зажмуривают глаза.
Моргают глазками.
Воспитатель. Но и это не самое главное.
Ребенок. Главное соблюдать правила здоровья!
Воспитатель. Вирусы исчезнут, если вы вспомните и назовете правила здоровья.
Предполагаемые ответы детей: -Чтобы быть здоровым, нужно закаляться.
-Чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила гигиены. И т. д.
Воспитатель: Ребята, подумайте, кто поможет нам не бояться гриппа? И что делать, если ты заболел?
Дети: Вызвать врача:
Воспитатель: Правильно, при появлении первых признаков болезни срочно вызывайте врача — только средствами народной медицины в этом случае не обойтись. Давайте вызовем врача, чтобы он объяснил нам, что нужно делать, как себя вести, чтобы не заболеть гриппом.
В группу входит медсестра.
Медсестра: Здравствуйте, ребята, как у вас в группе хорошо пахнет чесноком! А для чего вы его ставите в группе на тарелочках?
Дети: Чтобы убить микробы гриппа.
Медсестра: Молодцы! Чеснок и лук выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые убивают микробы. Вы знаете, я сама сегодня все утро кашляла и чихала. Вы догадались. Почему у меня рот и нос закрывает повязка?
Дети: Чтобы не заразить нас гриппом.
Медсестра:
Известно в мире вся хвороба
Проистекает от микроба.
Чтоб всем не заболеть
Нужно маски нам надеть.
Медсестра: Я слышала, что вы боитесь заболеть гриппом. А вы знаете, что нужно для этого делать?
Дети: Делать гимнастику, обливаться прохладной водой, много гулять, играть, делать прививки.
Медсестра: Да, всё правильно, но этого мало. Что помогает избежать заболевания?
Дети: Нужно есть витамины.
Медсестра: А где есть витамины? (в овощах и фруктах).
Медсестра: Я сейчас вам выпишу рецепт. Это лекарство не продается в аптеках, а растет в южных странах. Это фрукты, в которых содержатся витамины "С". Я уверена, что всё это поможет вашему организму не заболеть гриппом. И не забывайте каждый день есть продукты, в которых много витаминов. Витамины повышают настроение, помогают бороться с вирусами – тем самым укрепляют здоровье. До свидания, ребята, мне пора.
Воспитатель. Вы знаете продукты, богатые витаминами?
( Предполагаемые ответы детей: “Это в первую очередь овощи и фрукты” и т. д.)
Воспитатель.
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Груши и апельсины,
Абрикосы мандарины
И бананы и гранаты –
Витаминами богаты.
Яблочки очень полезны. В них так много витаминов! И чего только мы не готовим из яблок! Варенье, муссы, джемы, компоты, соки, мармелад, пастилу. Очень вкусными получаются моченые яблочки.
Если придете к нам в огород, увидите сколько разных овощей там растет: морковь, картофель, свекла, репа, редис, огурец, кабачок, лук, чеснок и, конечно, томат.
Из Южной Америки,
Как говорят
Попал к нам большой
Ярко-красный томат.
Сначала он клумбы
В садах украшал,
А после в борщи
И салаты попал.
Он свежий, приятный
И сочный на вид,
Он соком томатным
Тебя угостит.
Томат или помидор иногда называют северными апельсинами: как и в ярко-оранжевых апельсинах, в них очень много витаминов. Из томатов мы готовим сок, пасту, соусы, в том числе и знаменитый “Кетчуп”. А еще мы томаты солим и маринуем.
Отгадайте загадки!
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)
В огороде и на поле
Я расту и в зной, и в град,
Чтобы в садике и в школе
Накормили всех ребят,
Чтобы дали детворе
Много пышного пюре. (Картофель)
Мы на дереве высоком
Наливались сладким соком.
Ишь, созрели каковы!
Всем киваем из листвы! (яблоки)
Вы моих нарвите ягод,
Запасите в банках на год.
Если будет грипп зимой,
То отвар поможет мой (малина)
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его. (лимон)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки. (апельсин)
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин
Это спелый. (апельсин)
Итог занятия.
Воспитатель. Наше занятие заканчивается, прошу всех встать в один круг.
А где же вирусы? Отступили!
Мы их, братцы, победили!
Все здоровы – ты и я,
Витаминам всем ура!
Будем спортом заниматься
И, конечно закаляться!
Наш ответ всегда готов:
Будь здоров! – Всегда здоров.
В конце занятия понюхать нарезанный лук, чеснок.