Людмила Шумова
«Белый урок». Тематическое музыкальное занятие по принципам Карла Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
Белый урок
Тематическое музыкальное занятие по принципам Карла Орфа
для детей подготовительной к школе группы.
Музыкальный руководитель Шумова Л. В
МДОУ ЦРР -д/с №5г. Можайска
Цель занятия : комплексное развитие музыкальности детей на основе элементарного музицирования.
Задачи:
1. Вызвать эмоциональный отклик на глубокую выразительность белого цвета.
2. Развивать творческое воображение.
3. Целостно развивать потребность в музицировании.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методика Карла Орфа
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Приобщать детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия в ее исполнении (вместе с педагогом).
Пособия и материалы:
- самодельные (шумовые) музыкальные инструменты : пгуршики (различной формы и звучания, музыкальные гвоздики, румба, металлофон, барабаны, звенелки и пр. ,
- мешочки с крахмалом,
- «белая книга»,
- белые шарфы,
- белые ленты.
Оформление:
• на центральной стене - сугробы, заснеженные елочки, белые звезды, снежинки;
• на боковой стене - зимние березы;
• по залу - белые сугробы;
• в углу — Снеговик;
• с люстр свисают белые птицы, белые воздушные цветы.
Ход занятия;
Звучит аудиозапись песни «Сказочка», дети спокойно проходят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.
Муз. рук. : (поет) - Здравствуйте, здравствуйте. Рада вас видеть! Дети: (поют) - Здравствуйте, здравствуйте. Рады вас видеть! Муз. рук: Дорогие ребята! Посмотрите какой сегодня у нас необычный зал. Какой цвет преобладает?
Дети: Белый.
Муз. рук: Да, ребята, белый цвет. Вы знаете, раньше я считала, что белый цвет какой-то неинтересный, холодный. А сегодня зашла в наш зал и изменила свое мнение. Как вы думаете почему? (ответ детей).
Муз. рук: Да, потому что белый цвет - волшебный, сказочный, загадочный, нежный, легкий, воздушный, праздничный.
Муз. руководитель находит на сугробе «белую волшебную книгу».
Муз. рук: Посмотрите, даже книга у нас сегодня необычная - вся белая. Интересно, что в ней?
Открывает, читает загадку:
Звонкая погода
Снега кутерьма.
Это время года.
Мы зовем.
стихи В. Данько
Дети: Зима.
Муз. рук: Да - это волшебная книга Зимы. И сегодня мы будем не только ее читать, но и слушать. Присаживайтесь на наши волшебные сугробы, закрывайте глаза и слушайте.
Звучит фонограмма зимней вьюги.
Муз. рук: Скажите, пожалуйста, что это было? (ответы детей). Муз. рук: А теперь, давайте сами попробуем изобразить вьюгу. (Педагог раздает детям комочки из синтепона; дети кладут комочек себе на ладошку). Пусть каждый из вас попробует подуть на свою руку так, чтобы ветер был сильным, а звук был похож на завывание метели.
Слушаем еще раз запись зимней вьюги.
Затем, глиссандируя голосом на звуке «у», изображаем завывание зимнего ветра. Рукой рисуем в воздухе линии, моделируя высоту и динамику звука.
Муз. рук: Посмотрите, как страшно и неуютно становится от такого ветра.
Ме-тель шу-мит,
В тру-бе гу-дит.
Очень страшно одному А метель все «У-у да У-у»!
Да, сильная метель разыгралась у нас в саду. А теперь послушайте, что же происходит в природе после метели.
Слушание «На тройке» П. И. Чайковского.
Муз. рук: Что же вы услышали?
Дети: Наступило затишье.
Метель улеглась.
Светит яркое солнце.
Слышен звон бубенцов.
Скачет тройка лошадей.
Муз. рук: Ребята, а сейчас я вам предлагаю оставить свои волшебные рисунки в нашей «белой книге Зимы».
Педагог раздает детям листы синей бумаги. Дети, опуская палец в муку, рисуют снежинки.
Звучит фонограмма - П. И. Чайковский «На тройке».
Муз. рук: Скажите мне, ребята, что вы любите делать зимой на улице? (ответы детей).
Муз. рук: А снеговиков лепите?
Давайте сейчас мы с вами скатаем большой снежный ком. Игра-песня с движением «Снежный ком». Музыка Е. Попляновой, слова И. Пикулевой.
Дети садятся на стулья.
Распевка «Снежок» со звучащими жестами. Слова Л. Клюева, музыка С. Макова.
1 раз - по показу педагога с пением (без аккомпанемента).
2 раз - по показу ребенка (с аккомпанементом).
3 раз - с другим ребенком.
Разучивание с музицированием (II этап) песни «Снегопад», слова Э. Фарджан.
Сначала поем 2 куплета, затем повторяем слова 3 куплета. Поем 3 куплет отдельно. Затем педагог предлагает детям 1-го ряда взять шумовые инструменты. Поем всю песню под аккомпанемент шумовых инструментов.
Муз. рук: Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать и озвучить стихотворение И. Токмаковой «Снег, снег». (Педагог раздает мешочки с крахмалом, целлофаном).
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег, V И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А ПОД елкой СПИТ медведь (Рубель или расческа)
Тише, ТИШе — не шуметь. (Сделать диминуэндо)
Исполнение песни «Зимняя фантазия».
Дети располагаются по залу в шахматном порядке. У девочек на руках снежинки, у мальчиков - звездочки.
Трое детей аккомпанируют на колокольчиках.
Танец - импровизация «Снежный балет», музыка из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» «Вальс снежинок».
Музыка ветра, зимняя песня
Слышится снова чуть свет.
Кружат снежинки, словно танцуют
Зимний метельный балет.
Муз. рук: Сейчас в нашем зале тоже закружится зимний балет. Для этого мальчикам, необходимо выбрать инструмент для музицирования, а девочкам, по желанию, взять в руки любой атрибут (белые ленты, серебряные султанчики, белые шарфы.)
Итог занятия :
Муз. рук: Итак, дети, зима подарила нам сегодня свою «белую книгу» для того, чтобы мы научились видеть красоту ее самого главного цвета - белого. Мы узнали, что он может быть ярким, искрящимся под лучами солнца, голубоватым - в лунном сиянии, легким и пышным, как хлопья ваты, нежным и кружевным, как те снежинки, которые мы с вами рисовали. А еще, оказывается, белый цвет зимы - это целая гамма звуков, это музыка. Он может звенеть нежными тонкими сосульками, громко хрустеть под ногами Деда Мороза, шуметь белой вьюгой в заснеженном лесу. И все это помогла узнать нам «белая книга Зимы».