Елена Владимировна Иваненко
Распевка как неотъемлемая часть работы вокалиста
▼ Скачать + Заказать документы
Распевка- как неотъемлемая часть работы вокалиста.
Распевка – это:cпециальное вокально - техническое упражнение для подготовки голосового аппарата и слуха певцов;
проба голоса, разогрев и его тренировка – целенаправленно, с учетом его индивидуальных задач, приведение голоса в рабочее состояние.
Ни один уважающий себя вокалист не начнет своего выступления без распевки. Чтобы подобрать правильные распевки для ученика - его нужно увидеть и услышать, так как вокал - это индивидуальное занятие, а у каждого ребёнка индивидуальный стиль.
Публикация «Распевка как неотъемлемая часть работы вокалиста» размещена в разделах
Методы постановки голоса и лексика объяснений могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе:
- развитие и совершенствование дыхания;
- приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиций,
атаки звука;
- овладение разнообразными вокальными приемами ;
- работа с артикуляционным аппаратом и т. д.
Распеваться необходимо ежедневно не менее 30 минут до состояния прогретого, теплого, подвижного, «легкого» горла, с достигнутым нужным диапазоном. Для этого целесообразно брать упражнения, хорошо настраивающие голосовую функцию.
Любую распевку надо петь живо, выразительно, с чувством, как если бы вы пели произведение на своем концертном выступлении.
Распевки могут меняться в последовательности, чтобы не вызывать привыкания.
Петь распевки можно по полутонам в восходящем или нисходящем движении, а можно и в тональности.
Очень хорошо использовать одну и ту же мелодию для выполнения разных задач.
Внутри упражнений могут быть использованы разные приемы, на усмотрение педагога и для продуктивности работы самого вокалиста:
- замена гласных букв: в одном и том же упражнении разные гласные; - чередование гласных внутри самого упражнения;
- замена гласных букв на слоги с добавлением согласных.
Слоги подбираются индивидуально!
- смена мелодической линии. При движении наверх петь одну мелодию, а при нисходящем движении – похожую, но применяя свою импровизацию, не выходя из заданного ритма;
- смена темпа и перемена динамики звучания;
- смена ритма и смена характера звучания, штрихов, акцентов;
- смена смысловой интонации;
Упражнения на дыхание.
При работе с учеником, педагог должен учитывать конкретную цель, представлять, чего вы хотите. Просто так петь не продуктивно и не эффективно.
ПРИМЕРЫ распевания:
1. Ми – ма – мо – му - ми (слушаем унисон).
2. У – а – у (работают мышцы лица)
3. Ри – хо- ха
Ри – хо- ха, ри – хо – ри – хо –ри –хо – ха.
4. Чистоговорка на «р» : " Гора ".
Ра-ра-ра на дворе у нас гора
Ры-ры-ры, быстро скатимся с горы
Ру- ру- ру, сами строили гору
Ра- ра- ра, разыгралась детвора.
Техника голосоведения и голосообразования. Основные задачи:
- Выработка ощущения дыхательной опоры.
- Выработка кантилены.
Главный вид звуковедения –кантилена, т. е. плавное, связное, непрерывное, свободно льющееся звучание. Певучий, гладкий переход от звука к звуку включает в себя владение легато– точный переход от звука к звуку, без захвата промежуточных тонов.
- Соединение разных гласных.
- Выработка ровного, однотембрового звучания.
- Укрепление серединного участка диапазона.
- Овладение музыкальными штрихами: легато, стаккато, нон легато (не
связано).
Стаккато - прием звуковедения (противоположный легато) – исполнение отрывисто ,короткими длительностями, легкими толчками. Стаккато нужно делать не толчком связок, а толчком опоры (дыхания). Этим штрихом лучше петь, представляя себе не толчки, а черточки (пунктир).
- Отработка активной подачи голоса (посыл звука).
Необходимые вокальные установки
Вокальная (певческая) стойка - та, при которой брюшные мышцы натянуты, грудная клетка находится в свободном развернутом (расправленном) состоянии, позвоночник - прямой, опора на обе ноги. Голову нельзя ни запрокидывать, ни вытягивать вперед.
Качественное пение – это пение на устойчивой певческой опоре. Тип дыхания – нижнерёберно - диафрагмальный, позволяющий сохранить на долгое время силу и чистоту звука, не дающий быстрого утомления голосового аппарата. Вдох должен быть бесшумным, в темпе и ритме исполняемого упражнения (на затакт к ритмической доле). Выдох должен быть ровным, почти неощущаемым. Необходимо научиться управлять потоком выдыхаемого воздуха, беря воздуха не более, чем требуется. «Нужно обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха»(Э, Карузо).
Излишнее дыхание в конце фразы нужно выдохнуть, если такое имеется.
Вдох - это ваша готовность к пению. Связки - это струны, а дыхание – смычок.