Ольга Кузьмина
Предметно-пространственная среда как неотъемлемая часть работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители и коллеги! Для меня, как, впрочем, и для многих из Вас, предметно-пространственная среда группы – это визитная карточка педагога. Зачастую, посетив тот или иной детский сад, в рамках какого-либо мероприятия, мы остаемся под впечатлением не только от самого мероприятия, но и от той обстановки, атмосферы, которая царит в учреждении. Нас поражает не столько чистота помещения и радушие сотрудников, впрочем, это тоже очень важно, сколько самобытность, творческая предприимчивость, изобретательность и человеческая душевность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2022
ЛЮБАЯ мелочь в руках творческого педагога способна превратиться в неповторимый, уникальный объект, несущий в себе не только какую-то эстетическую составляющую, но и участвующий в воспитательном и образовательном процессах. При этом педагог нисколько не отступает от требований и правил, учитывает безопасность, не нарушает общую концепцию пространства. Все это, в общем и целом, только подчеркивает профессионализм педагога, вызывает восхищение и уважение среди коллег. Таким образом, посещая учреждения мы имеем возможность перенимать опыт творческих коллег и привносить что-то новое и необычное в свои группы, все это вдохновляет и пробуждает в нас свои творческие идеи, подталкивает на что-то новое. Это помогает не только украсить, но и разнообразить наши рабочие будние.
Мы проводим на работе не малую часть времени и помещение, в котором мы находимся, требует удовлетворения не только детских потребностей и эстетических вкусов. В соответствии с ФГОС дошкольного образования РППС – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Принципы построения РППС:
1. Содержательная насыщенность среды;
2. Трансформируемость пространства;
3. Полифункциональность пространства;
4. Вариативность среды;
5. Доступность среды;
6. Безопасность предметно-пространственной среды.
При этом мы стараемся избежать некой казенности помещения, разнообразить его, внести домашний уют, не нарушая эмоционального комфорта воспитанников, опираясь на их индивидуальные интересы, не задевая привычных, традиционных требований.
Мы видим отклик и заинтересованность родителей, пусть не всех, но возможно и те, кто не проявляет активного интереса, вынесли что-то полезное для себя. Любая, казалось бы, незначительная деталь способна изменить восприятие человека, заставить обратить внимание, над чем-то задуматься.
В этой небольшой статье я хочу поделиться своим виденьем оформления приемной (коридора) группы. Даже имея возможность приобретения стендов для стандартного оформления приемной мы не можем полностью полагаться на то, что родители с интересом изучают размещенный для них материал. Стремясь к просвещению и информированию взрослых, мы зачастую забываем о детях. Или же наоборот так стремимся привлечь детей в детский сад, что наши прихожие превращаются в демонстрацию детских достижений, а излишнее изобилие веселых картинок, которые пестрят всеми красками между стендов – отвлекают от важного привлекая на себя все внимание. Папки-раскладушки дают родителям советы по безопасности, рассказывают о временах года, о правилах дорожного движения, но кто это читает? Да, у меня тоже есть такие папки-раскладушки, они поочередно выставляются на шкафчиках. Но насколько безопасной при этом стала жизнь наших детей? Мне кажется, что напоминать родителям, например, про «безопасные окна» надо каждый день! И тогда я решила сделать стенд, который смог бы привлечь к этому вопросу достаточно внимания и при этом ненавязчиво напоминать об этом актуальном вопросе.
Это был мой первый рукотворный стенд, который занял достойное место в уголке безопасности. Он соответствует всем требованиям безопасности, при этом он никак не влияет на эмоциональное состояние детей, но заставляет задуматься взрослых. Вначале на него обратили внимание коллеги, но позже подключились и родители. И я с уверенностью могу утверждать, что мимо не прошел ни один из них! Но на этом я не остановилась, я пошла дальше, теперь передо мной стояла цель не только расширить информационное поле при помощи таких стендов, но и делать их привлекательными, информативными, доступными и интерактивными (информацию, размещенную в кармашках, можно взять в руки, рассмотреть вместе с ребенком, обсудить, поиграть в мини-игры и т. д.). Я старалась избежать «пестроты» стен. Стенд должен привлекать внимание, но не выбиваться из общей концепции оформления и тем более не должен раздражать, при этом сохранять узкую направленность.
Как избежать яркости цвета делая уголок пожарной безопасности? Как мне кажется, я и с этим справилась. Мало просто сделать стенд – ему нужно подходящее место, чтобы, как в случае с пожарной безопасностью, это «яркое пятно» не перегружало интерьер, но при этом цепляло взгляд. Я нашла такое место и вновь получила комплименты и одобрение от коллег.
Свое место на стене занял и забавный Светофор-регулировщик. Рядом с ним размещается информация в виде книжечек, которые можно листать вместе с детьми (все заламинировано), вспомнить или выучить правила дорожного движения.
Родители часто задают вопросы как поступить в той или иной ситуации (здоровье, поведение детей, питание, дневной сон и т. д.). Возможно на многие эти вопросы ответит «Уголок здоровья». Соблюдая все нормы и требования, я могу быть уверенна, что информация, которую я там разместила, найдет своего читателя и поможет родителям.
Все эти стенды не требуют каких-то немыслимых затрат. Только лишь желания, творческой заинтересованности, немного времени и намерения донести нужную информацию, не покушаясь на уют и душевное равновесие детей.
Надеюсь, что мои рассуждения и небольшой опыт поможет Вам в работе.