Елена Владимировна Иваненко
Проект «Стать музыкантом может каждый!» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий, исследовательский, долгосрочный
Проект «Стать музыкантом может каждый!»
для детей старшего дошкольного возраста.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Проект направлен на развитие музыкальных способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, творческому самовыражению в повседневной жизни.
ТИП ПРОЕКТА:
• по количеству участников – групповой;
• по направленности – исследовательский, творческий;
• по длительности — долгосрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
• дети средней, старшей, подготовительной групп;
• музыкальный руководитель;
• воспитатели;
• родители.
СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: октябрь - апрель.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.
В последнее время, наблюдая за детьми в группах, я заметила, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах – они для них стали обыденными, привычными, а потому – скучными. Требовалось привлечь внимание детей к этому виду деятельности, а для этого — обновить и пополнить музыкальные уголки новыми самодельными музыкально -шумовыми инструментами и таким образом создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.
Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются
в результате собственного опыта. Так и музыкально - слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.
Экспериментируя со звуками, ребёнок начнет по - иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных
и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
• развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно - эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
• повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
• вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
• побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов. Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха, тактильные ощущения;
• способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей;
• поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках - инструментах;
• воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками, научатся музицировать и импровизировать на инструментах – самоделках.
2. У дошкольников появится интерес к самостоятельной музыкально -игровой деятельности, разовьются их коммуникативные качества: способность общаться и договариваться друг с другом.
3. Дети научатся экспериментировать со звуками, у них проявится интерес к открытиям и творческому самовыражению в повседневной жизни.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• «Художественно – эстетическое развитие»;
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Познавательное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Физическое развитие».
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Беседа, детская опытная деятельность, занятия, создание своими руками музыкальных инструментов, консультация для родителей.
ПРОДУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
• Мини - выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем;
• Музыкальное развлечение «Откроем музыку в себе» с участием детей и родителей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя и воспитателя с воспитанниками.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Материально-техническое:
• Музыкальный центр, мультимедийная аппаратура;
• Детские музыкальные инструменты;
• Наборы для опытов:
1. Стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный,
ложечка;
2. Детская гитара и линейка;
3. Фантики, камешки, монетки, бусы.
Интерактивный комплект:
• Презентация «Океан-море синее»
• Презентация «Музыкальные инструменты делаем сами».
Дидактический материал:
• Музыкально-дидактические игры:
1. «Цветик - семицветик» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
2. «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
3. «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах).
4. «Что лишнее?» (Детям раздаются карточки. Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний, т. е. отличается от двух других на карточке).
5. «Музыкальные и шумовые звуки».
• Музыкальные игры:
1. «Что звучит?» (Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит).
2. «Раз, два, три, четыре, пять — звуки мы идем искать!»
Звуки: пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный, извлечённые при лёгком ударении палочкой по предмету (или в записи звуковые эффекты). Дети ходят по залу, отыскивают различные предметы, звук которых соответствует прослушанному звуку, рассказывают о звуках).
3. «Барабанщики» (на развитие чувства ритма).
4. «Найди свой инструмент» (по услышанному звуку надо найти среди лежащих на столе тот инструмент, который издаёт такие звуки).
5. «Хлоп - шлёп» [/i]музыкально - двигательная игра (передача ритма)
6. «Кто вышел погулять?» музыкально-двигательная игра (Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация).
• Песни:
1. «Весёлые нотки» (Ю Чичков, Я. Халецкий)
2. «Весёлые музыканты» (р. н. м, сл. Г. Олейник)
3. «Добрый мастер» И. Костиной
4. «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен
5. «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов
• Классическая музыка для восприятия:
1. Э. Григ «Утро»
2. Р. Шуман «Форель»
3. М. П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
4. В. А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
5. Ф. Ж. Госсек «Гавот»
6. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
• Иллюстративный материал:
изображение детских шумовых музыкальных инструментов.