Алина Сейбаккасова
Особенности формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Колоссальной значимостью обладает своевременное овладение правильной речью с целью развития полноценной личности ребенка и делает более успешным процесс приобретения знаний в школе.
Актуальность темы заключается в том, что в первую очередь обществу требуются специалисты в различных видах деятельности с правильно поставленной речью, с правильным произношением, которое необходимо формировать именно в дошкольном возрасте. Без правильно построенной речи дети не смогут понимать друг друга и общаться со взрослыми, что обеспечит им недостаток общения в жизни и замедлит процесс развития полноценной личности.
Публикация «Особенности формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Грамотная речь – неотъемлемый фактор всестороннего развития личности. Одну из самых важных функций в жизни играет речь. Ведь чем богаче и правильнее у ребенка построена речь, тем больше у него возможностей в постижении, осознании окружающей вокруг реальности, тем легче ему выразить собственные мысли и переживания, тем содержательней строится диалог со взрослыми и сверстниками. Речь – наше орудие общения. Без нее мы не имели бы возможности организовывать совместную деятельность и многое другое. Формирование речи детей дошкольного возраста, овладение ими артикуляционным аппаратом, правильное построение предложений и связное высказывание, чуткое произношение звуков и формулировка собственных мыслей является неотъемлемым условием успешного развития личности.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.
• Игра «Придумай слово»
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т. д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, учитель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
• Игра «Строим дорожку»
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним, выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.
• Игра «Ловушка»
Учитель предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.
• Игра «Поймай слог»
Учитель «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.