Ирина Бильдина
Мастер–класс «Театрализованные технологии в работе с нравственным содержанием мультфильма (разъясняем понятие-благородство)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
расширить круг методов и приемов, применяемых на занятиях по развитию нравственных качеств дошкольников.
Оборудование:
макет дерева, картонные яблоки – 4 штуки, картонное солнце, с отдельно прикрепляющимися лучами. Костюмы зверят: еж – меховая жилетка, маска ежа; крот – темные очки, черная шапка; медведь – шарф, маска медведя; белочка – хвост, маска белки; заяц – белая жилетка маска зайца
Добрый день, уважаемые коллеги!
Темочки:
Сегодня мы действительно окунулись в детство, вспомнив любимые нами мультфильмы. Проблематика советских мультфильмов будет актуальна, интересна и полезна не только нам бывшим детям, но и современному ребенку.
И сегодня я рада представить вам мастер – класс, посвященный развитию нравственных качеств, пропагандируемых советскими мультфильмами, средствами театрализованной деятельности. В соответствии с ФГОС ДО в структуру, содержание занятия должны быть включены современные образовательные технологии, которые сегодня мы с вами применим на практике. В своей логопедической работе я применяю и использую методы и приемы театрализации. Так как театрализованная деятельность объединяет ряд других деятельностей:
- художественно – речевую (сочинение текстов, их передача)
- изобразительную (оформление костюмов, декораций)
- музыкальную (исполнение песен, музыкальное оформление спектакля)
- игровую.
Именно через различные виды деятельности мы взрослые с самого рождения должны воспитывать в детях добродетели и не забывать о человеческих нормах.
И сегодня мы поговорим о таком человеческом качестве как благородство. Рассмотрим это качество на примере конкретного героя – благородного зайца из мультфильма «Мешок яблок» по В. Сутееву. Для начала давайте вспомним сюжет мультфильма и действующих лиц.
(просмотр слайдов) (готовим презентацию 5-6 слайдов. напоминающую последовательность событий и героев)
Однажды добрый Заяц отправился в лес, чтобы набрать полный мешок яблок и угостить ими свою семью. На пути Зайцу встречались различные лесные обитатели — Медведь, бельчата, Ёж, Крот. И, так как Заяц был очень добрым, то всех угощал яблоками из своего мешка. Ближе к концу фильма Ворона продырявила мешок, содержимое которого высыпалось. Придя к яблоне во второй раз, заяц обнаружил под ней спящего Волка, который очень некстати проснулся. Убежав от Волка и придя домой, Заяц заявляет своим детям, что ничего не принёс им. Но оказывается, пока он отсутствовал дома, добрые жители леса, которых встречал Заяц, в благодарность принесли им множество гостинцев — капусты, морковки, мёду и прочих лакомств.
На примере этого мультфильма мы видим, что благородные, живут по законам порядочности, сострадания и неравнодушия. Они любят все живое и просто не могут пройти мимо того, кто нуждается в их поддержке и помощи.
А теперь я приглашаю троих участников «оживить» увиденные кадры, чтобы почувствовать себя благородными героями мультфильма. А в решении этой задачи нам помогут театральные этюды. Этюды – это совокупность упражнений (простейших действий, связанных между собой по смыслу. Маленький спектакль, сценка, которая обязательно включает в себя импровизацию без использования слов. Перед обыгрыванием этюдов напомним ребенку что характер, поведение героя, место действия передаем через пластику, мимику, походку.
Итак, уважаемые актеры, мы оказались в сказочном лесу. А перед нами – яблоня, на которой висят аппетитные яблочки. Вам необходимо сорвать любое яблоко, на котором будет указан эпизод из мультфильма, и этот фрагмент вы должны будете обыграть. Ваша задача, показать какой ваш герой и что он делает. Задача зала угадать героя мультфильма и назвать его действия. Для усложнения используем характеристики героя, тем самым, вводя в активный словарь ребенка – прилагательные.
(Этюды)
Индивидуальные этюды:
1 яблоко «Уставший заяц идет через речку в брод с полным мешком яблок» Комментарий ведущего: совершенно верно это благородный заяц, который не боится трудностей.
2 яблоко «Трудолюбивый ежик собирает грибы».
3 яблоко «Добродушный медведь пробует вкусные яблочки».
Коллективный этюд:
4 яблоко «Лесные жители угощают удивленного зайца»
Комментарий ведущего: Совершенно верно это поистине благородные лесные жители, которым не жалко поделится с тем, кто в этом нуждается.
Молодцы! Зрительный зал, поддержим аплодисментами наших актеров, показавших изумительные этюды. Спасибо вам большое, просим занять ваши места в зрительном зале, продолжив разговор о благородстве.
Как мы увидели мультфильм «Мешок яблок» наполнен благородными героями, которые проявляют заботу и внимание друг о друге. Но на этом добрые поступки наших героев не заканчиваются, а продолжаются в нашем современном мире. Где вместо деревьев их окружают высотные здания, а вместо трелей птиц – рокот моторов. Сейчас мы рассмотрим нетрадиционную форму речевой работы с дошкольниками – проблемные ситуации. Мы предлагаем ребенку конкретные ситуации, в которых дети не только действуют, но и выстраивают совместный диалог. Участие старших дошкольников в ситуациях – проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений. При обыгрывании ситуации дети учатся взаимодействовать друг с другом, формируется творческое воображение, отрабатывается и моделируется стратегия поведения ребенка в мире людей. Для работы над мини спектаклями я приглашаю 12 человек. Вы будете работать в мини-группах по 4 человека. В каждой группе будет главный герой - благородный заяц. Для постановки спектакля вам понадобятся костюмы, которые находятся на этих столах. По одному участнику от каждой мини-группы я приглашаю к сказочному солнышку. (каждая группа выбирает по 1 лучу). На каждом лучике указана ситуация, которую вы должны будете обыграть.
1 вариант постановки проблемных ситуаций: на луче уже указано место действия и описана конкретная ситуация. Например:
На пляжу. Бельчонок начинает тонуть, заяц спасает утопающего.
В больнице. Заяц привел в больницу тяжело больного медведя. Еж – врач сделал медведю болезненный укол. Заяц успокаивает мишку.
В большом городе. Заяц помогает перейти дорогу слепому кроту.
2 вариант постановки проблемных ситуаций: зрительный зал выступает в роли режиссеров. Они предлагают место действия и дальнейший ход событий. При этом каждому участнику мини – группы распределяют роли.
А пока наши актеры готовятся к выступлению, давайте поможем им и подскажем, какие качества включает в себя понятие благородство. Для этого нам понадобится настоящее яблоко, похожее на ежа. Посмотрите сколько у ежа иголок, столько же характеристик, включено в термин благородство. Не верите? А это мы сейчас проверим. Каждый из участников взяв в руки это яблоко, называет слово, отождествляемое с понятием благородство, и передает яблоко другому участнику.
(Игра «Яблочко»)
Спасибо зрительному залу за искренние ответы о благородстве. А наши актеры готовы представить свои театральные постановки.
(просмотр мини-спектаклей)
Как мы видим из обыгранных ситуаций, все поступки героев наполнены заботой и любовью к окружающим и не зря термин благородства приравнивается к понятию человеколюбие. Спасибо актерам, эти аплодисменты звучат для вас, просим вас перевоплотиться в зрителей и занять свои места в зрительном зале.
Следующее упражнение, в котором нужно будет не только рассказать о благородстве, но и изобразить это качество называется «Букет цветов». Я приглашаю на сцену 3 участников. Каждый участник выбирает по одному цветному листку. А теперь посмотрите внимательно на зрительный зал. Вы должный выбрать тех людей, в одежде которых присутствует данный цвет, и из этих людей создать импровизированную статую благородства. По окончании создания статуи вы расскажите, что символизирует ваша статуя благородства.
(букет цветов)
Вы настоящие художники с помощью мимики, пластики и цвета вы создали герб благородства. Синий, белый, красный цвета символизирует герб нашей Родины. И не смотря на то, что букеты различны по своей структуре, но внутреннее содержание в них едино. В России поистине благородные люди.
Посмотрите как дружно, сплоченно прошел наш мастер класс. И закончить наш семинар нам хотелось бы на дружественной ноте: песней «Ты, да я, да мы с тобой».
(песня «Ты, да я, да мы с тобой»)