Светлана Петрухина
Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель:
Как вы знаете основное условие Федеральных государственных образовательных стандартов это взаимодействие педагогического коллектива с семьями родителей. Что сюда входит:
- изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи;
- информационное просвещение родителей;
- совместная деятельность педагогов и родителей;
- образование родителей.
Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Игровые технологии в работе с детьми“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. И в этом помогают в работе с родителями использование игровых технологий.
В чем актуальность применения игровых технологий в сфере сотрудничества с родителями:
- все люди любят играть;
- в игре проще освоить, осознать содержание;
- есть возможность отвлечься, отдохнуть;
- так же родители получают позитивные эмоции;
- в ходе игр происходит сплочение участников образовательных отношений.
Какие требования применяют к игровым технологиям в работе с родителями:
- игры должны способствовать осознанию родителями значимых вопросов и решению актуальных проблем;
- игр должно быть «в меру»;
- необходимо учитывать возрастные особенности родителей;
- соответствие игры пространству;
- должны иметь результат (мысль, идею).
Игровые технологии в работе с родителями применяются:
- как часть формы взаимодействия (семинар-практикум, мастер-класс, родительское собрание);
- как самостоятельная форма (для родителей, для детей и родителей).
Воспитатель:
Сегодня вы попробуете себя в роли родителей. Я рада вас видеть. Но сначала мы с вами должны познакомиться. Каждый из вас должен произнести свое имя дважды. Первый раз вы произнесете свое имя с положительными чувствами, как хотели бы, чтобы к вам обращались, второй раз – с отрицательными чувствами.
Упражнение «Эмоциональное знакомство»
После того, как все участники произнесут свои имена, ведущий предлагает взяться всем за руки и подарить по цепочке дружественное рукопожатие.
Чтобы отгадать тему нашей встречи нужно отгадать кроссворд.
К О Л Л Е К Т И В
Р Е Ч Ь
И Г Р А
З Д О Р О В Ь Е
И Н И Ц И А Т И В А
С Е М Ь Я
1. Группа людей, объединенных общей трудовой деятельностью, общими интересами (КОЛЛЕКТИВ).
2. Способность выражать мысль словами; умение говорить (РЕЧЬ).
3. Важнейшее средство воспитания детей, имеет разновидности: предметная, ролевая, подвижная, дидактическая (ИГРА).
4. Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы (ЗДОРОВЬЕ)
5. Почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности (ИНИЦИАТИВА)
6. Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т. п., живущих вместе (СЕМЬЯ)
Воспитатель:
Как вы понимаете слово «кризис»? Какой бывает кризис? (возраста, экономический, финансовый, социально-демографический, политический)
- Сегодня тема нашей встречи «Кризис 3 лет». Скажите, у кого из вас есть дети? Если у вас нет детей, то вы должны вспомнить себя, когда были маленькими. Предлагаю вам встать в круг и, передавая мяч, рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ребенок, начиная рассказ от лица малыша: «Я капризничаю, когда.».
Игра «Вернисаж детских капризов»
Воспитатель:
Вот так можно начать проведение деловой игры с родителями «Кризис 3 лет».
- Одним из требований к проведению деловой игры является: работа в группах, где родителям предлагаются различные ситуации. Родители обсуждают ситуации, принимают решение, затем один из представителей от родителей выступает.
- Сейчас мы с вами разделимся на команды. Каждая из команд получает карточку с ситуацией, которую надо решить.
Игра «Как мы боремся с капризами»
Примеры ситуаций
1. В воскресенье Олег устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне, купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
2. Нет никакой возможности увести ребенка с улицы. «Еще, мама, еще!». Каждый раз заканчивается скандалом.
3. От дома до садика два шага, но каждый раз дочка требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога вся как каша, десять потов сойдет, пока довезешь, да и сама уже должна ходить.
4. Ребенок выходит из детского сада - такое чувство, что повод ищет, к чему придраться, по какому поводу капризы закатить. Конечно, все кончается истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать, ума не приложу?
5. Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока набегается по раздевалке, потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться: опять испорчено настроение и у меня, и у дочери.
6. Увидит какой-нибудь предмет дома и кричит: «Дай, дай!». А как я дам, если это чашка из сервиза, расколет еще.
Воспитатель:
Следующая игровая технология это организационно-деятельностная игра, например, «Собираемся на прогулку». Представляю алгоритм проведения этой игры.
- Постановка проблемы.
- Описание ситуаций, связанных с проблемой.
- Предложение вариантов выхода из ситуаций (или выбор из готовых вариантов).
- Обыгрывание ситуаций.
- Обсуждение и выбор оптимального решения.
- Рефлексия деятельности.
Воспитатель:
Сейчас познакомимся с игровой технологией ролевая игра. План проведения этой технологии:.
- Актуализация проблемы.
- Распределение ролей.
- Проигрывание ситуаций.
- Рефлексия («отзеркаливание» чувств).
- Формулирование выводов.
Что положительного при использовании игровых ситуаций в работе с родителями:
- совершая ошибки при решении игровых ситуаций, мы не чувствуем той ответственности, которая неизбежна в реальной жизни;
- из нескольких решений ситуаций всегда можно выбрать оптимальный ответ для переноса его в реальную жизнь (даже если он не был придуман самим участником);
- возможность переноса решений из игровой ситуации в жизненную;
- возможность творчества (ибо есть время подумать, «переиграть»).
Вашему вниманию предлагаю следующую игровую технологию инновационные игры. К ним относятся игры «Устами младенца», «Откровенный разговор». Все эти игры вам знакомы. Представляю план проведения этих игр:
- Разделение участников на команды.
- Формулирование правил игры.
- Проведение игры.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
К игровым технологиям так же относятся и дидактические игры (их можно заказать на сайте Академии развития игровых технологий «ИлАрт»):
- «Калейдоскоп родительских ресурсов»;
- «7 граней успешного родительства»;
- «Я родитель»;
- «Родительский раунд»;
- «Я – мама».
В ходе проведения родительских собраний, мастер-классов проводят игры – тренинги:
- Игры-разминки («Поздороваемся», «Электрический ток», «Смена места» и др.).
- Игры и упражнения на знакомство («Знакомство с друзьями» и др.).
- Игры и упражнения на сплочение коллектива.
- Игры-активаторы («Молекулы»).
Игра «Молекулы»
Ведущий: «Сейчас каждый сжимается в комок. Вы – одинокие атомы. Начинается хаотическое броуновское движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом. Будьте осторожны. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов в которой я назову».
Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, «пять». Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в одну из молекул, выбывают из игры. Затем, другое количество атомов в молекулах и т. д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа разбивается на две подгруппы: выбывших и оставшихся на площадке.
Анализ: Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?
- Тематические игры («Снежинки» – показать зарождение агрессии, «Вернисаж детских капризов» и др.).
- Коммуникативные игры («Я и мое настроение», «Аукцион», «Волшебный мяч», «Пространство общения» и др.).
Воспитатель:
И на прощание мы с вами проведем игру - тренинг «Попрощаемся».
Игра - тренинг «Попрощаемся»
Ход упражнения: Участникам предлагают образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцы», «японцы» и «африканцы». Затем каждый идет по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Рефлексия.
В заключение я предлагаю вам заполнить маленькие книги отзывов и предложений. Если мой мастер-класс вам понравился, и вы будете использовать предложенные элементы родительских собраний, то запишите пожелания на страничке с желтой меткой.