Нина Акулова
Конспект занятия по лексической «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лексической теме : "Посуда"
Модель занятия
Образовательная область: «речевое развитие»
Направление «русский язык»
Возрастная группа: подготовительная группа
Тема: «Посуда»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально– коммуникативное развитие»,
Публикация «Конспект занятия по лексической „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Триединая дидактическая цель:
1. Образовательный аспект:
• Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, материала, из которого она сделана;
• Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
2. Развивающий аспект:
- Продолжать развивать речь, внимание, мышление.
- Развитие умения строить простые предложения: «это+сущ.», «сущ. +гл.», «сущ. +имя прилаг.».
- Развивать умение согласовывать существительные с помощью суффиксов «ИЦ», «ИК»,
- Развивать умение в образовании прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная,;
3. Воспитательный аспект:
- Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.
- Воспитывать желание проявлять активность в предлагаемой деятельности.
- Формировать представление о доброте, отзывчивости и взаимопомощи.
- Формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.
Ожидаемый результат: уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим; проявляет творческие способности; может фантазировать, рассуждать, имеет навыки владения русской разговорной речью
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Форма организации метода: коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность
Словарная работа: Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда» - стеклянный, деревянный, пластмассовый, металлический; обогащение словаря – фарфор, фарфоровый.
Средства обучения: экран, проектор, компьютер, волшебная палочка, различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды, ширма, кукла – перчатка Федоры, письмо от Самовар – Самоварыча, фонограмма сказочной музыки, записка от Федоры, посуда из разных материалов (стекло, дерево, металл, пластмасса, фарфор, слайды мимических пиктограмм, шкафчик с полочками, продукты –сахар, хлеб, конфеты, сахарница, хлебница, конфетница, самовар
Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин посуды, чтение К. И. Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде
Содержание организованной образовательной деятельности:
1. Мотивационно – побудительный этап
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
- Ребята, а вы умеете быть добрыми, внимательными и вежливыми?
Я, приглашаю встать в большой круг и подарить другу "ласковое слово".
Игровое упражнение "Ласковое слово".
Вот у меня "волшебная палочка", я говорю слово, например "добрая", и даю палочку Аяне. Аяна берет палочку, говорит другое ласковое слово и дает палочку Сылдысу и так далее.
- Очень приятно слышать ласковые, добрые слова, и настроение становится замечательным.
Ребята, вы любите сказки? (Да) А в гости вы ходить любите? (Да)
– Сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости
.(чтение письма)
Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю
(Самовар-Самоварыч).
– Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский).
– А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем).
(Музыка – двери в сказку отворяются.)
2 Организационно – поисковый этап
Воспитатель:
: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.
(на экране - квартира Федоры,рядом стоит стол, на нём записка, разрезные картинки, недалеко шкафчик с пустыми полками, рядом стол с кучей посуды из разного материала
Посмотрите, тут на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»).
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
Чистоты, порядка нету
И опять переполох.
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Разбежались кто куда!
– Ребята, как вы думаете, почему посуда убежала от нее? (ответы детей)
Игра «Разбитые чашки»
– Ребята, помогите, пожалуйста, склеить посуду, которую разбила Федора. (Детям выдаются разрезные картинки).
- Что за посуду склеила ты Аяна, Маша и тд?
(ответы детей «это чашка», это блюдце)
– Давайте попробуем показать состояние посуды Федоры, которое было у неё до приборки.
Мимическая гимнастика
Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку;
Неудовольствие – много грязной посуды;
Радость – мы навели порядок, помыли посуду.
(Появляются пиктограммы на экране в соответствии с заданием)
Давайте, пока нет Федоры, поможем ей навести порядок и накрыть на стол.
На столе – посуда горкой
Под столом – с водою таз
Генеральная уборка
Начинается у нас.
Упражнение «Разложи продукты на место»
На столе лежат продукты, а вы должны догадаться, куда их сложить?
(Воспитатель первым выполняет действие и называет «Сахар я положу в сахарницу», затем вызываются дети (Хлеб я положу в хлебницу, конфеты я положу в конфетницу)
Игра «Найди пару»
– Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На полу разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)
хлеб – хлебница
сахар – сахарница
конфеты – конфетница
салат - салатница и т. д.
( Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. и т. д.)
– Ребята, посмотрите, какая странная картина.
Задание «Узнай предмет по силуэту»
– Какие предметы спрятались в картине. (Чашка, кастрюля, ложка, ваза и т. д.)
-Как одним словом можно назвать эти предметы? (посуда)
Воспитатель: Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Потом появилась стеклянная, металлическая, пластмассовая, фарфоровая посуда.
Упражнение «Какая бывает посуда?» по материалу
(сопровождается показом слайдов)
-Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она, какая? (Деревянная.) ( Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т. д.)
( Ответы детей :Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.
Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.
Кастрюля…
Ложка.
Давайте правильно разложим предметы посуды по полкам.
1 деревянная. –; 3 – стеклянная;
2 – металлическая; 4 – пластмассовая;
5 – фарфоровая;
– Посмотрите, какие мы молодцы. Навели порядок у Федоры, разложили всю посуду и можем немного отдохнуть.
Физминутка
«Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Дети «надувают» живот,
одна рука на поясе, другая
изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Приседают, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни-разобьются.
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Потягиваются, руки вверх,
сомкнуть над головой,
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принёс.
делают большой круг.
(Появляется Федора- кукла би-ба-бо).
Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали Спасибо, ребята, за помощь
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду и любить, и уважать».
– И за вашу помощь приглашаю вас на чай.
Воспитатель : Какая посуда нам понадобится дети? (чашки, блюдца, ложка маленькая).
(Дети накрывают стол для чаепития).
Федора : Молодцы, но только здесь не хватает чего-то самого главного. Как вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.
Загадка:
Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.
(Самовар)
– Конечно, это наш Самовар-Самоварыч
Давайте его позовём песенку пыхтелочку для него споём сначала тихо
Фонетическая минутка
ПЫХ – ПЫХ
ПУХ – ПУХ –
ПАХ – ПАХ –
ПОХ – ПОХ –.
Самовар – Самоварыч нас не слышит, позовём его погромче
(На столе появляется самовар. :)
Воспитатель : Федора, а чай пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами.
Игра «Назови варенье»
Наварили мы Федоре – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.
Федора, ты должна догадаться какое варенье ребята тебе принесли.
(по очереди достают баночку с вареньем ( на баночке картинка: малина, яблоко, груша, а Федора иногда с ошибками угадывает.
Ребенок должен ее исправить и назвать правильно.)
( Ответы детей: варенье из малины, варенье из яблок, варенье из груш)
Федора: Спасибо, ребята!.
3 Рефлексивно – корригирующий этап
Воспитатель: А еще, Федора, дети хорошо теперь знают, какая бывает посуда и из чего её делают?
Назовите дети Федоре из какого материала делают посуду (из стекла, значит она стеклянная….)
Воспитатель: Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!
Федора:
Буду всем я помогать
Чисто мыть посуду
И поставить все на место
Я не позабуду.
(Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)
Библиографический список
1. Ф. М. Бартан. Программа по русскому языку для старшей и подготовительной тувинских групп детских образовательных
дошкольных учреждений Кызыл-2002г.
2 Русский язык в старших группах национальных детских садо РСФСР. Ленингр. :
«Просвещение» - 1990г.
.3 .О. А. Бизикова. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. Москва, - 2008г.
4. П. П. Дюзба. Практическая копилка воспитателя детского сада. Изд «Феникс», - 2006г.
5. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми -4-5 лет.
.6 «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста / в старшей группе под редакцией Козиной И. В.