жанна сухоносенко
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство речедвигательного аппарата у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
как средство коррекции речедвигательного аппарата у детей»
Подготовила воспитатель:
МАДОУ детский сад ст. Плавица
Сухоносенко Ж. Н.
Для коррекции речедвигательного аппарата детей дошкольного возраста в своей работе я использую артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Они предоставляют детям возможность научиться говорить правильно, красиво и четко.
Публикация «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство речедвигательного аппарата у детей» размещена в разделах
Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичёва, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева.
А вот зачем язык тренировать? Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Детям 3-х,4-х лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Дети 5-ти, 6-ти лет смогут с помощью артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.
Дефекты произношения отрицательно влияют на эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в будущем, необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи. Слайд №2
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
К статическим относятся: «улыбка»,«трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» (они служат для формирования артикуляционного уклада)
Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «маятник», «лопатка-иголка» (важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи) Слайд №3 – статическое упражнение, слайд №4- динамическое, слайд №5.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:
Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляции («Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Рыбка», «Часики», «Качели» и т. д.)
Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков («Лопаточка», «Дуем на лопаточку», «Почистим зубки», «Накажем непослушный язык»)
Упражнения, способствующие выработке движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков и звуков [Р] и [Л] («Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Болтушки», «Дятел», «Барабанщик», «Грибок», «Иголочка», «Спрячем конфетку» и т. д.)
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными. Слайд №6
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики :
продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
гимнастика должна проходить эмоционально, в игровой форме, комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений;
переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их;
всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.
Артикуляционную гимнастику желательно выполнять не большой подгруппой или индивидуально по 2 раза в день, например, утром и вечером.
Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).
Слайд №7 Методика проведения артикуляционной гимнастики : воспитатель рассказывает о выполнении упражнений; предлагает образец выполнения упражнения; контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.
Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт. Слайд №8
В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Основная задача – проведение работы по овладению детьми движений органов артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, необходимо развивать слуховое внимание, длительность ротового выдоха, основных качеств голоса (силы, высоты); на уточнение произношения гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т. д.)
«Игра для язычка» - Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом. На лугу паслась корова - «Му-у-у, му-у-у» Полосатый шмель летит - «3-з-з,з-з-з» и др. Слайд №9
Во 2-ой младшей группе знакомят детей с органами артикуляционного аппарата, со следующими движениями органов артикуляционного аппарата : — губы умеют улыбаться, обнажая зубы, вытягиваться вперёд трубочкой; — нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; — язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад;
Выполняются: — упражнения для развития речевого дыхания и воздушной струи (сдувание различных предметов); —упражнения для развития подвижности нижней челюсти; — упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»); — упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»). Слайд №10
Для проведения артикуляционной гимнастики в младшей группе я использовала самый распространённый приём - выполнение упражнений под стихотворение.
Стихотворение «Котик Рыжик в детском саду»
Котик Рыжик стал скучать –
Не с кем дома поиграть. (Зевают)
Чтоб друзей себе найти,
Надо в детский сад пойти! (Улыбаются)
Рыжик лапки причесал, («Протаскивают» язык между зубами вперед-назад)
Язычком их облизал (Облизывают рот по часовой стрелке) и т. д. Слайд №11, 12, 13
Также необходимо использовать тематические картинки и гимнастика проходит очень интересно, малышу становится понятным смысл движений. Слайд №14
В средней группе уточняются предыдущие знания и выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие.
Для артикуляционной гимнастики в этом возрасте я использовала различные картинки, игрушки, гимнастику в стихах, сказки, кубики.
Например, ребенок может взять кубик и выполнить те упражнения, которые находятся перед ним, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения (показываю артикуляционный кубик) Слайд №15- гимнастика в стихах -«Часы», слайд №16 –сказка «Зоопарк», слайд №17 –«Веселый язычок». Слайд №18
В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях, необходимо следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения.
В этом возрасте я использовала специальные сказки: в знакомый сказочный сюжет вставлены подходящие артикуляционные упражнения или же под определённый комплекс упражнений придумывается сказка. Есть такие сказки и прозе и в форме стихотворений. Упражнения, которые используются в такой сказке, должны быть заранее разучены с ребёнком, например сказка «Зимние развлечения» и др.
Слайд №19 - Игра «Бродилки» Цель: активизировать детей для выполнения артикуляционных упражнений.
Помоги Карлсону дойти до варенья, выполнив все упражнения (артикуляционные упражнения для Р).
Помоги Сове дойти до Ослика и поздравить его с днем рождения (артикуляционные упражнения для свистящих)
Помоги Чебурашке выполнить упражнения и получить в подарок воздушные шарики (артикуляционные упражнения для шипящих).
Помоги Лунтику добраться до своей подружки Милы (артикуляционные упражнения для Л).
В ходе игры можно использовать резиновую игрушку, фишку, камешек для продвижения по клеточкам.
Выполнил ребенок упражнение и передвигает игрушку, до тех пор пока не дойдет до конца. Слайд №20
Для повышения интереса к гимнастике можно «приобщать» сказочных персонажей. Это могут быть персонажи из любимых ребёнком мультфильмов. Можно вместе с ребёнком научить их выполнять заданное упражнение.
Артикуляционная гимнастика со Смешариками – это презентация с набором карточек для проведения упражнений в развития артикуляционной моторики.
Герои известного мультфильма помогут заинтересовать ребенка. Использую элементы биоэнергопластики. Слайд №21
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук - «Бегемотик» Слайд №22
Детям 6- 7 лет понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:
втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка ;
язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
облизать чупа-чупс с разных сторон. Слайд № 23
Использование видео артикуляционной гимнастики. Слайд №24
У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук.
Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
И. В. Мальцева и Л. П. Савина в ходе исследований установили, что при выполнении пальчиковых игр происходят следующие изменения:
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Применять пальчиковые игры, направленные на коррекцию речедвигательного аппарата у детей, также нужно с учетом возраста дошкольника.
И мне бы хотелось поближе познакомить вас с играми,которые использую в своей работе. Они разделены на 3 группы. Слайд №25
1 - развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое, например - «Фонарики» Слайд №26
2 - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений, например - «Гусь». Слайд №27
3 - развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук, например - «Пальчики ложатся спать». Слайд №28
Перед игрой с детьми необходимо обсудить её содержание.
Выполнять упражнения необходимо вместе с детьми, демонстрируя свою увлеченность игрой.
Не ставить перед детьми несколько сложных задач.
Подготовить руку к игре (размять, разогреть). Слайд №28
С детьми младшего возраста я использовала пальчиковые игры с музыкальным сопровождением Железнова Е. С. – «Дождик» как да кап, «Пальчик, где твой домик» и др., игры – манипуляции. Слайд №29
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Например - «Сорока белобока».
В игре «Сорока белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника. Закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами : здесь проходит линия прямой кишки. Описывая работу той самой «Сороки белобоки» на раздаче каши деткам не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть. Сначала мизинчик, он отвечает за работу сердца. Потом безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Затем средний, он стимулирует работу печени. Затем указательный отвечает за работу желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга.
Слайд №30 Игры с предметами «Бусинки-горошки», «Карандаш», «Самолет». Слайд №31,32,33,34, 35.
Также я использую в своей работе пальчиковые игры во время занятий – физминутки, игры со скороговорками, теневой театр, пальчиковую азбуку, игры по лексическим темам. Слайд № 36
Биоэнергопастику, направленную на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Например, «Дятел»-
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»
Это дятел на сосне
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».
Долбит клювом по коре. Слайд №37
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.
Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.
«Кулак. Ребро. Ладонь» Три положения руки последовательно сменяют друг друга:
1. Сжатая в кулак ладонь
2. Положение ладони ребром на плоскости стола
3. Распрямленная ладонь на плоскости стола
Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз. Слайд № 38 «Колечко», «Лезгинка». Слайд №39
Су - Джок терапия – это достижение восточной медицины. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев).
Данные игры я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речедвигательный аппарат у детей.