Надежда Красун
Аппликация в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
1. Аппликация как вид изобразительной деятельности дошкольников
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при которой сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стен газет, выставок, помещений д/с) но и создании картин, орнаментов и т. д.
Публикация «Аппликация в средней группе детского сада» размещена в разделах
Аппликация – может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, человек и т. д.). Сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели»). Декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, который должны усвоить дети, чтобы потом успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы всегда рассматриваются.
Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.
Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.
Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.
Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб – на фоне синей глубины реки или моря.
Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут от зависимости размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти 2 размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти – флейцы.
Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятий его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликации и не оставлял нежелательных пятен.
2. Значение аппликации в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразней детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребенка – дошкольных видов деятельности, является изобразительная деятельность. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность трудолюбие.
Один из любимых видов изобразительной деятельности является – аппликация. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретает новые знания. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывать одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решение задач эстетического восприятия, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольников.
Умственное воспитание – постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Сенсорное воспитание – непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание – изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.
Трудовое воспитание – здесь сочетается умственная и физическая активность. Умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков.
Эстетическое воспитание – чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Аппликация как одна из изобразительных техник зародилось давно. Ее использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари.
Сюжетами для аппликации были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины.
После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации.
В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.
3. Задачи и содержание обучения аппликации в средней группе детского сада.
В средней группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации :
• Развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
• Научить располагать в узоре несколько форм (10-12);
• Развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
• Развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
• Познакомить с формой овала и треугольника;
• Освоить навыки вырезания по прямой и округлой линиям.
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умении (наклеивать формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.
Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение зависит от формы украшаемого узором листа.
Решение задач, поставленных программой, возможно лишь при наличии развитого глазомера, чувства симметрии и ритма, которые помогают правильно с точки зрения композиции заполнять лист в зависимости от характера наклеиваемых форм. Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной – заполнение углов, краев, которые выделены самой формой.
Появляется и новая, более сложная задача – украшение центра формы.
Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома – окна и двери, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.
Новая задача, стоящая в средней группе – освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движения руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев. По программе этим навыком дети средней группы овладевают в первом квартале. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3-4 см, чтобы результат достигался после 1-2 движений лезвием. Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх в качестве билетов, флажков, а затем и при наклеивании (например, окна для дома и т. п.) Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.
Вырезание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно разворачивать бумагу другой. Из полученных округлых форм, составляют предметы – гриб, самолет, башню, снеговика.
4. Методика обучения аппликации в средней группе
Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятии детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.
В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа натуры – неваляшки – дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров – большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.
Для проверки знаний дети используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.
При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.
В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара.
Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом) В средней группе возможны задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность проявится в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета можно предоставить детям.
При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.
В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.
Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей) Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.
Особого внимания в этой группе требует обучению правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3-4 см, которая разрезается двумя движениями ножниц.
Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея) Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.