Юлия Коннова
Аппликация, как средство развития детской речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Аппликация, как средство развития детской речи»
Дошкольный возраст-пора разностороннего, активного восприятия действительности и включения в новую жизнь: ребёнок ежедневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие- нет. Поэтому очень важно и необходимо пополнять и активизировать словарь детей с помощью разных приёмов, среди которых-творческие. Исключительные возможности для обогащения детского словаря создаёт художественная деятельность. Теория и практика дошкольного воспитания накопила большой опыт использования на занятиях одного из распространённых видов изобразительного искусства-аппликации. На таких занятиях у детей развивается чувства красоты, совершенствуются ручные умения и художественный вкус, расширяется кругозор, пополняются знания о форме, цвете, пространственном расположении объектов на плоскости. Дети запоминают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств. Благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, эстетическому воздействию на чувства ребёнка материал усваивается полнее. Аппликация-один из видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Аппликация-изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон и их закреплении с помощью различных клеев, нитей. Аппликация требует целенаправленного применения изобразительных и технических умений: вырезания, раскладывания и наклеивания изображений. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки бумаги, дети приобретают различные навыки, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, выражать их в образах, что по-новому стимулирует и развивает самостоятельность, творчество, мышление, активизирует речь.
Публикация «Аппликация, как средство развития детской речи» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Организация аппликационной деятельности в каждой группе проводится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Индивидуальные и коллективные формы организации аппликации могут иметь различное содержание. В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные обобщённые изображения предметов. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает умение вырезать и наклеивать изображения различных предметов во взаимосвязи и в соответствии с сюжетом. При выборе темы нужно учитывать запас представлений детей, уровень развития их аппликационных и технических умений, доступность и соответствие содержания возрасту и интересам каждого ребёнка, а также события общественной жизни, природное и предметное окружение и. т. д.
Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые подготавливаются заранее в расчёте на каждого ребёнка. Оборудование не должно мешать деятельности детей. Его расположение на столах до конца занятия должно оставаться аккуратным и эстетичным. Когда дети овладеют умением раскладывания и наклеивания, их знакомят с ножницами.
Приёмы работы с ними дети усваивают, подражая действиям взрослого, поэтому очень важно уделять особое внимание пользованию ножницами; учить сжимать и разжимать рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии; показывать в каком положении должны находиться пальцы руки, держащей ножницы,и руки,в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась, и. т. д.
Дети старшего дошкольного возраста должны уметь вырезать геометрические предметы и предметы на их основе. Необходимо систематизировать знания и умения по дифференцированию и группировке прямоугольных, косоугольных, округлых форм. Важно показывать и обучать приёмам вырезания простых и сложных предметов, части которых близки по очертаниям к тем или иным фигурам: квадрата, прямоугольника-из полоски, треугольника-из квадрата, разрезанного по диагонали, круга-из квадрата. овала-из прямоугольника или полоски, плавно закруглённых с четырёх сторон. Дети должны хорошо овладеть этими навыками и при вырезании достаточно точно передавать особенности формы фигур. Дети не могут самостоятельно определять пространственное расположение форм, частей в предмете, последовательность наклеивания, поэтому обязательно организуется объяснение и процесс выполнения задания. Когда приёмы работы уже знакомы детям, воспитатель частично показывает их, привлекая к объяснению детей. При выполнении аппликации нужно наблюдать за каждым ребёнком, оказывать своевременную помощь, следить, чтобы ребёнок не выносил вперёд локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, помня, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями-маленькие детали. Творчество в широком смысле-деятельность, направленная на получение чего-то неповторимого. В аппликации ребёнок создаёт новое и, что особенно важно, изменяется сам (формы и способы его мышления, речь, личностные качества)-он становится творческой личностью.