МААМ-картинки

Активизация интеллектуальной деятельности педагога и воспитанников посредством проектной деятельности и творческих конкурсов

Татьяна Прудникова
Активизация интеллектуальной деятельности педагога и воспитанников посредством проектной деятельности и творческих конкурсов
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день остро обозначилась потребность в воспитании креативных и творческих людей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.

Проектная деятельность в детском саду в старшей группе — это комплексная совместная работа педагога, ребёнка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат.

Направленность творческих проектов — создание какого-то творческого продукта, предполагающего свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.

Такие проекты могут быть ориентированы на:

• интеллектуальное развитие, социальную адаптацию и развитие социальной активности;

• формирование культуры досуговой деятельности;

• формирование экологической, экономической, правовой грамотности дошкольников;

• развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта).

Задачи проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте является: - развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- развивать желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проекты можно разделить на 3 типа: краткосрочные (1-4 недели, среднесрочные (1-3 месяца, долгосрочные (полугодие, учебный год).

При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.)

Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, т. к. она дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и интересным.

Поэтому в практике своей работы мы стали достаточно активно использовать проектную деятельность, и хотим поделиться опытом своей работы в данном направлении.

Очень удобно определяться с темой проекта, формами и видами деятельности во время проведения утреннего круга – одной из форм организации образовательного процесса. Ребятам на голосование предлагаются три темы проектов, где они с помощью фишек выбирают понравившийся проект, где, по их мнению, выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея. Утренний круг дает возможность развивать умение детей самостоятельно делать выбор, создает эмоциональный настрой на весь день и создает атмосферу коллективного творчества.

Планирование любой проектной деятельности начинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: «Для чего вообще нужна эта работа?», «Ради чего ее стоит осуществлять?», «Что будет в результате?»

Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивация детей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальше выполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможности детей разные.

Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

В нашей группе реализуются творческие проекты. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.

И более подробно расскажем о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фото-отчет о наших проектах (презентация).

Творческий проект «Золотая осень»

Цель: расширять и систематизировать знания детей об осени как о времени года, её признаках и явлениях.

Формы образовательной деятельности в ходе проекта:

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний».

Сюжетно-ролевые игры: «Уборка урожая», «Магазин»,

Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты», лото «Овощи».

Пальчиковая гимнастика: «Грибы», «Осень, осень», «Будем листья собирать».

Чтение стихов об осени: «Листопад», «Осенние листья по ветру кружат»,

«Королева Осень», «Наступила осень».

Беседы: «Овощная аптека», «Листья золотые», «Дары осени».

Чтение пословиц и поговорок об осени, разгадывание загадок.

Аппликация: «Девочка Осень»; «Белка»

Лепка: «Грибы на пенёчке», «Овощная корзинка», «Грибное лукошко»;

Оформление выставки поделок «Золотая Осень».

Продукт проекта фото – коллаж «Золотая осень»

Творческий проект «Зимующие птицы»

Цель проекта: привлечь внимание окружающих к проблеме экологии родного края, улучшить условия зимовки птиц на территории родного края.

Формы образовательной деятельности в ходе проекта:

Беседа-дискуссия «Что ты знаешь о зимующих птицах Белгородской области?».

Презентация «Зимующие птицы Белгородской области».

Мозговой штурм «Что я могу сделать для птиц зимой?».

Конструирование из конструктора ТИКО «Кормушка».

Конструирование из бумаги «Синичка».

Продукт проекта плакат «Наши друзья – синички»

Творческий проект «День пожилого человека»

Цель проекта: Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, через приобщение их к активному сотрудничеству, разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.

Формы образовательной деятельности в ходе проекта:

Аппликация «Любимые и родные»

Беседа «Наши родные дедушка и бабушка», «Наша семья».

Практический этап Беседа на тему: «История праздника - День пожилого человека».

Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки».

Просмотр видео презентаций: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка с дедушкой добрые волшебники».

Чтение: «Бабушкины руки», «Волшебное слово», «Дедуля».

Разучивание пословицы: «Не смейся над старым, и сам будешь стар»

Дидактические игры «Собери бабушкины бусы», «Похвали бабушку, дедушку», «Скажи наоборот», «Назови ласково»

Продукт проекта альбом рисунков «Мои бабушка и дедушка».

Творческий проект «День народного единства»

Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа

Формы образовательной деятельности в ходе проекта:

знакомство с национальными костюмами разных национальностей, проживающих в России.

презентация «День народного единства»;

чтение стихотворений о Родине;

прослушивание Гимна Российской Федерации

Продукт проекта плакат «День народного единства»

Творческий проект «Всемирный день ребенка»

Цель: Обобщение знаний детей об основных правах ребенка.

Формы образовательной деятельности в ходе проекта:

Разучили песню «Улыбка»

слушали песни из отечественных мультфильмов «Кот Леопольд», «Если добрый ты», «Приключения поросенка Фунтика», «Песенка о доброте».

Эстафеты: «Передай мяч», «Гусеница».

Просмотр мультфильмов: «Смешарики»: «Я имею право!», «День рождения кота Леопольда».

Работа с родителями: Памятка «Всемирный день ребенка»

Аппликация «Вместе весело шагать…»

Продукт проекта фото – коллаж «Дети - это наше все»

Творческий проект «Мир игры»

Цель: способствовать формированию игровой культуры детей.

Формы образовательной деятельности в ходе проекта:

Игровая Дидактические игры «Подбери посуду для куклы», «Кому что нужно для работы», «Закончи предложение»

Составление описательных рассказов о своей любимой игрушке.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин игрушек», «Автомастерская»,

Консультации для родителей «Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?», «Развиваемся, играя».

Пальчиковая гимнастика «Игрушки», «Есть игрушки у меня».

Исследовательская деятельность «Из какого материала игрушка?»

Разучивание стихов, загадок об игрушках. «В магазине игрушек», «Непослушная кукла», «Сказка про игрушки», «Друг детства».

Рисование: «Матрёшка», «Игрушки» раскраска, рисование по шаблону.

Аппликация «Кукла».

Конструирование: «Грузовик»

Лепка: «Моя любимая игрушка».

Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Моя любимая игрушка».

Продукт проекта альбом «Моя любимая игрушка»

Творческий конкурс — это соревнование, которое помогает детям познавать мир, закреплять и совершенствовать свои знания, выражать в рисунке или поделке свои чувства, проявлять и развивать творческие способности. Прилагательное «творческий» понимается как «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов».

Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Мы активно развиваем творческие способности детей через их участие в конкурсах. Конкурсы в группе мы проводим согласно календарному плану воспитательной работы – 2 раза в месяц. Конкурсы рисунков по темам: «Мой любимый воспитатель», «Мои любимые бабушка и дедушка», «Какой урожай мы собрали», «Букет для мамы», «Моя любимая игрушка», «День Героев Отечества».

Опыт нашей работы показал, что применение данной формы работы с детьми оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов в образовательной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в конкурсах стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.

Вывод: в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку проектная деятельность и творческие конкурсы дают возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активизация интеллектуальной деятельности педагога и воспитанников посредством проектной деятельности и творческих конкурсов
Опубликовано: 21 декабря 2024 в 12:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация интеллектуальной деятельности педагога и воспитанников посредством проектной деятельности и творческих конкурсов» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прудникова (УИ 2447909) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД