Татьяна Прудникова
Активизация интеллектуальной деятельности педагога и воспитанников посредством проектной деятельности и творческих конкурсов
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день остро обозначилась потребность в воспитании креативных и творческих людей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.
Проектная деятельность в детском саду в старшей группе — это комплексная совместная работа педагога, ребёнка и его родителей, в процессе которой дети формируют познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, обучаются искать информацию и применять эти знания в самостоятельной деятельности.
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее интересными традиционно являются исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты, позволяющие реализовать стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, видеть свою роль в общей работе, получать ощутимый результат.
Направленность творческих проектов — создание какого-то творческого продукта, предполагающего свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы.
Такие проекты могут быть ориентированы на:
• интеллектуальное развитие, социальную адаптацию и развитие социальной активности;
• формирование культуры досуговой деятельности;
• формирование экологической, экономической, правовой грамотности дошкольников;
• развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта).
Задачи проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте является: - развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать желания пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проекты можно разделить на 3 типа: краткосрочные (1-4 недели, среднесрочные (1-3 месяца, долгосрочные (полугодие, учебный год).
При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.)
Проектная деятельность интересна и полезна не только детям, но самим педагогам, т. к. она дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и интересным.
Поэтому в практике своей работы мы стали достаточно активно использовать проектную деятельность, и хотим поделиться опытом своей работы в данном направлении.
Очень удобно определяться с темой проекта, формами и видами деятельности во время проведения утреннего круга – одной из форм организации образовательного процесса. Ребятам на голосование предлагаются три темы проектов, где они с помощью фишек выбирают понравившийся проект, где, по их мнению, выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея. Утренний круг дает возможность развивать умение детей самостоятельно делать выбор, создает эмоциональный настрой на весь день и создает атмосферу коллективного творчества.
Планирование любой проектной деятельности начинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: «Для чего вообще нужна эта работа?», «Ради чего ее стоит осуществлять?», «Что будет в результате?»
Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивация детей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальше выполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможности детей разные.
Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В нашей группе реализуются творческие проекты. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.
И более подробно расскажем о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фото-отчет о наших проектах (презентация).
Творческий проект «Золотая осень»
Цель: расширять и систематизировать знания детей об осени как о времени года, её признаках и явлениях.
Формы образовательной деятельности в ходе проекта:
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: «Уборка урожая», «Магазин»,
Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты», лото «Овощи».
Пальчиковая гимнастика: «Грибы», «Осень, осень», «Будем листья собирать».
Чтение стихов об осени: «Листопад», «Осенние листья по ветру кружат»,
«Королева Осень», «Наступила осень».
Беседы: «Овощная аптека», «Листья золотые», «Дары осени».
Чтение пословиц и поговорок об осени, разгадывание загадок.
Аппликация: «Девочка Осень»; «Белка»
Лепка: «Грибы на пенёчке», «Овощная корзинка», «Грибное лукошко»;
Оформление выставки поделок «Золотая Осень».
Продукт проекта фото – коллаж «Золотая осень»
Творческий проект «Зимующие птицы»
Цель проекта: привлечь внимание окружающих к проблеме экологии родного края, улучшить условия зимовки птиц на территории родного края.
Формы образовательной деятельности в ходе проекта:
Беседа-дискуссия «Что ты знаешь о зимующих птицах Белгородской области?».
Презентация «Зимующие птицы Белгородской области».
Мозговой штурм «Что я могу сделать для птиц зимой?».
Конструирование из конструктора ТИКО «Кормушка».
Конструирование из бумаги «Синичка».
Продукт проекта плакат «Наши друзья – синички»
Творческий проект «День пожилого человека»
Цель проекта: Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению, как к уважаемым членам общества, носителям традиций, через приобщение их к активному сотрудничеству, разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.
Формы образовательной деятельности в ходе проекта:
Аппликация «Любимые и родные»
Беседа «Наши родные дедушка и бабушка», «Наша семья».
Практический этап Беседа на тему: «История праздника - День пожилого человека».
Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки».
Просмотр видео презентаций: «Бабушка рядышком с дедушкой», «Бабушка с дедушкой добрые волшебники».
Чтение: «Бабушкины руки», «Волшебное слово», «Дедуля».
Разучивание пословицы: «Не смейся над старым, и сам будешь стар»
Дидактические игры «Собери бабушкины бусы», «Похвали бабушку, дедушку», «Скажи наоборот», «Назови ласково»
Продукт проекта альбом рисунков «Мои бабушка и дедушка».
Творческий проект «День народного единства»
Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа
Формы образовательной деятельности в ходе проекта:
знакомство с национальными костюмами разных национальностей, проживающих в России.
презентация «День народного единства»;
чтение стихотворений о Родине;
прослушивание Гимна Российской Федерации
Продукт проекта плакат «День народного единства»
Творческий проект «Всемирный день ребенка»
Цель: Обобщение знаний детей об основных правах ребенка.
Формы образовательной деятельности в ходе проекта:
Разучили песню «Улыбка»
слушали песни из отечественных мультфильмов «Кот Леопольд», «Если добрый ты», «Приключения поросенка Фунтика», «Песенка о доброте».
Эстафеты: «Передай мяч», «Гусеница».
Просмотр мультфильмов: «Смешарики»: «Я имею право!», «День рождения кота Леопольда».
Работа с родителями: Памятка «Всемирный день ребенка»
Аппликация «Вместе весело шагать…»
Продукт проекта фото – коллаж «Дети - это наше все»
Творческий проект «Мир игры»
Цель: способствовать формированию игровой культуры детей.
Формы образовательной деятельности в ходе проекта:
Игровая Дидактические игры «Подбери посуду для куклы», «Кому что нужно для работы», «Закончи предложение»
Составление описательных рассказов о своей любимой игрушке.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин игрушек», «Автомастерская»,
Консультации для родителей «Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?», «Развиваемся, играя».
Пальчиковая гимнастика «Игрушки», «Есть игрушки у меня».
Исследовательская деятельность «Из какого материала игрушка?»
Разучивание стихов, загадок об игрушках. «В магазине игрушек», «Непослушная кукла», «Сказка про игрушки», «Друг детства».
Рисование: «Матрёшка», «Игрушки» раскраска, рисование по шаблону.
Аппликация «Кукла».
Конструирование: «Грузовик»
Лепка: «Моя любимая игрушка».
Выставка. Совместное рисование родителей и детей «Моя любимая игрушка».
Продукт проекта альбом «Моя любимая игрушка»
Творческий конкурс — это соревнование, которое помогает детям познавать мир, закреплять и совершенствовать свои знания, выражать в рисунке или поделке свои чувства, проявлять и развивать творческие способности. Прилагательное «творческий» понимается как «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов».
Творческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. Мы активно развиваем творческие способности детей через их участие в конкурсах. Конкурсы в группе мы проводим согласно календарному плану воспитательной работы – 2 раза в месяц. Конкурсы рисунков по темам: «Мой любимый воспитатель», «Мои любимые бабушка и дедушка», «Какой урожай мы собрали», «Букет для мамы», «Моя любимая игрушка», «День Героев Отечества».
Опыт нашей работы показал, что применение данной формы работы с детьми оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов в образовательной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в конкурсах стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.
Вывод: в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку проектная деятельность и творческие конкурсы дают возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.