Наталия Смирнова
«Ах, Арбат, мой Арбат…» Фотопрогулка
▼ Скачать + Заказать документы
Пешеходы твои - люди невеликие.
Каблуками стучат, по делам спешат.
Ах Арбат, мой Арбат, ты моя религия.
Мостовые твои подо мной лежат.
Б. Окуджава
Вот и закончился первый осенний месяц. На улице уже, мягко говоря, прохладно, но пока не начались нудные осенние дожди я приглашаю вас в очередной раз пройтись вместе со мной по московским улицам.
Публикация «„Ах, Арбат, мой Арбат…“ Фотопрогулка» размещена в разделах
Как то уж повелось, что все мои фотоочерки о Москве сами собой превратились в небольшие консультации для родителей и педагогов. По ходу рассказа я обязательно дам пояснение, как куда удобнее проехать и пройти, а так же сколько на это потребуется времени.
В одной из своих прошлых публикаций я предложила вам, уважаемые коллеги, написать мне про что бы вы хотели узнать и на что посмотреть.
Мне было, как коренной москвички, очень интересно узнать с какими же названиями у жителей других городов ассоциируется Москва? Оксана Корнеева (Челябинск) и Наташа Важенина (Кемерово) не сговариваясь ответили: «Арбат».
Тут надо честно сказать я ощутила чуть-чуть разочарования) : тот Арбат, который теперь все знают, увы, уже не тот (простите за каламбур) мало там осталось от старой Москвы… Но после некоторого раздумья решила все-таки съездить пофотографировать и написать. Тут, к слову, хочу отметить, что все фотографии я делаю специально именно для этих публикаций.
Начнем мы нашу прогулку от м. «Арбатская» (доехать можно до м. «Боровицкая» или до «Библиотека им. Ленина» и перейти на «Арбатскую»). Выходим из метро на ул. Воздвиженка. Название возникло по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня, основанного на рубеже XV—XVI веков. В 1812 году монастырь был разорён наполеоновской армией.
Выходим мы на Воздвиженку прямо напротив особняка Арсения Морозова (ныне Дом приёмов Правительства РФ; с 1959 года до конца 1990-х — Дом дружбы с народами зарубежных стран). Арсений Абрамович Морозов (1873—1908) принадлежал к богатому купеческому роду Морозовых и приходился двоюродным племянником Савве Морозову. Здание, сочетающее элементы модерна и эклектики, представляет собой уникальный для московской архитектуры образец яркой и экзотической стилизации в неомавританском духе.
Выходим на Арбатскую площадь к кинотеатру «Художественный» (сейчас закрыт на ремонт). Открыт в 1909 году. Один из старейших кинотеатров России; один из немногих действующих в мире кинотеатров, имеющих столетнюю историю. Отличительной особенностью этого здания было то, что его изначально соорудили специально для размещения в нём кинотеатра, в отличие от многих других, существовавших в Москве до революции.
Вот от «Художественного» хорошо просматриваются два Арбата : старый и новый. На Новый Арбат (1963—1994 гг. часть проспекта Калинина) мы сегодня не пойдем, а прогуляемся по Старому Арбату и заглянем в арбатские переулки (но это, наверное, в следующей публикации).
Желтое здание между Старым и Новым Арбатом- ресторан «Прага».
Здание ресторана появилось в XVII веке и много раз перестраивалось. Первоначально это был доходный дом В. И. Фирсановой. Купец Семён Тарарыкин открыл в конце XIX века трактир «Прага», который после революции превратился в образцово-показательную столовую «Моссельпрома» и куда Ипполит Матвеевич Воробьянинов из «Двенадцати стульев» водил Лизу обедать.
По имени ресторана был назван торт, рецепт которого придумал начальник кондитерского цеха В. М. Гуральник.
Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат, лежавшей к западу от Кремля. В XVI—XVII веках Арбатом называлась обширная местность, лежавшая между современными Знаменкой и Большой Никитской улицами, при этом основной улицей района была Воздвиженка, которая главным образом и получила название «Арбат».
В разное время на Арбате жили или неоднократно бывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, братья Аксаковы, А. П. Чехов, А. Блок, Андрей Белый (Б. Бугаев). К концу XIX века родовая аристократия все больше сменялась разночинной интеллигенцией, селившейся на Арбате,
который начал понемногу приобретать облик, близкий к современному: увеличилось число магазинов, началось строительство многоэтажных доходных домов. Рядом с Смоленской и Арбатской площадями появились гостиницы, магазины, рестораны. Имена владельцев лучших арбатских магазинов становились известны всей России: булочки Филиппова, вина из погребов Шустова, сладости Эйнема.
Постепенно Арбат стал улицей полнокровной жизни Москвы. Василий Поленов писал в Спасопесковском переулке свой «Московский дворик», сейчас на этом месте находится школа 1231, носящая его имя. Сергей Есенин читал в арбатском «Литературном особняке» свою новую поэму «Пугачев». В Серебряном переулке жил русский композитор С. Рахманинов, неподалёку А. Скрябин. В кафе «Арбатский подвал» мелькала знаменитая «жёлтая блуза» Владимира Маяковского. С театральной студии «Мастфор» на Арбате началась слава Сергея Юткевича и Сергея Эйзенштейна.
В 1920—1930-е годы образ улицы изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз. Архитекторы братья Стенберги разработали унифицированную окраску зданий в пепельно-серой гамме; ряд строений был разобран. Новые дома по правой стороне Арбата возводились с отступом от красной линии для расширения улицы. А некогда аристократические особняки и комфортабельные квартиры доходных домов превратились в тесные коммуналки, куда вселяли строителей нового общества, стекавшихся в Москву из всех уголков страны.
Война и приближение линии фронта к Москве не могли не сказаться на Арбате. В результате одного из авианалётов был полностью разрушен театр им. Вахтангова; погибли люди. А не уехавшие в эвакуацию и уцелевшие жители Арбата подбирали разбросанные по улице и окрестным переулкам яркие красочные остатки театральных декораций.
Фонтан «Турандот» перед зданием театра им Вахтангова.
Знаменитый «Дом с рыцарями». Доходный дом А. Т. Филатовой — Я. М. Филатова построен по проекту архитектора В. Е. Дубовского при участии Н. А. Архипова в 1913—1914 годах. Здание, фасад которого решён в неоготических формах, является самым крупным сооружением улицы — своеобразной кульминацией Арбата. По мнению ряда искусствоведов, Доходный дом А. Т. Филатовой — одна из лучших работ В. Е. Дубовского.
В 1990 Н. В. Губенко, занимавший на тот момент пост министра культуры, приютил здесь ЦДА (дом Актёра). Позднее здание было передано ЦДА указом президента Б. Н. Ельцина (а также решением А. Б. Чубайса) в аренду на 45 лет. Сейчас значительная часть дома сдаётся ЦДА под многочисленные офисы. Здание является заявленным объектом культурного наследия
Стена В. Цоя в Кривоарбатском переулке. Стена «появилась» в 1990 году, когда кто-то, после известия о гибели Виктора Цоя, высоко, через всю стену, вывел чё рным: «Сегодня погиб Виктор Цой». В ответ кто-то приписал: «Цой жив». Представляет из себя памятник, символ Арбата и достопримечательность Москвы.
На этом мы сегодня и закончим нашу прогулку, что бы в следующий раз пройтись по арбатским переулкам.
В заключении я, как всегда, хочу дать несколько советов. Обычно я обозначаю приблизительные временные рамки прогулки. В этот раз сделать это очень сложно. Протяженность самой улицы не велика, я похожу всю улицу от Арбатской до Смоленской площадей максимум за полчаса. Но на улице масса магазинчиков с сувенирами, книгами, уличные торговцы выкладывают свои очень интересные изделия- тут есть на что посмотреть, так что по времени все очень относительно. Можно зайти в знаменитую булочную Филиппова (хлебом пахнет по всей улице, а можно попить кофе в кофейне, которой уже больше ста лет…
Кстати, сегодня я впервые за много лет решила поинтересоваться ценами на сувениры- к моему удивлению, они оказались вполне приемлемыми.
Благодарю за внимание, до новых встреч!
От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах Арбат, мой Арбат, ты мое отечество.
Никогда до конца не пройти тебя.
Б. Окуджава