Ирина Яровая
Адаптация ребенка к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – это привыкание к новой обстановке. У маленьких детишек такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют управлять собственными эмоциями или, например, подстраивать обстоятельства под свою зону комфорта. Когда ребенок впервые попадает в стены детского сада, он не знает, как реагировать на все вокруг, и постоянно находится в нервно-психическом напряжении, легком стрессе – особенно первую неделю.
Публикация «Адаптация ребенка к условиям детского сада» размещена в разделах
В своей группе мы стараемся, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания в новой среде на уровне легкой адаптации и всячески предупреждаем проявления тяжелой адаптации.
Большое значение имеет создание в группе доброжелательной обстановки.
В утренние часы приема, когда дети плачут мы стараемся переключить их внимание. Например, говорим, какие красивые вещи они надели, какие у них сандалики.
Заинтересовываем своих детей разными игрушками. На столах раскладываем шнуровки, пирамидки, логические кубики. Дети начинают разговаривать с друг другом, дают друг другу игрушки, тем самым начинают приобретать опыт общения в саду, как с воспитателями, так и со сверстниками.
Чтобы успокоить малыша, и придать ему уверенности и спокойствия, прикасаемся к ним, говорим, «я здесь, я с тобой».
В утренние часы очень помогает и помощник воспитателя, она тоже успокаивает малышей, говорит им ласковые слова. В группе проводим с детьми гимнастику. Детей, не желающих заниматься зарядкой не заставляем. Они смотрят на тех, кто делает и по желанию встают и выполняют упражнения.
Чтобы адаптация прошла легко, и ребенок не отказывался от пищи мы говорим, какая она вкусная, полезная. Малышам которые не умеют самостоятельно кушать, помогаем.
На прогулке организовываем длительную активность. Устанавливается с детьми эмоциональный контакт. Дети отзываются на предложение поиграть в мяч в подвижные игры «Поезд», «Змейка». С удовольствием играют в песочнице.
Во время укладывания спать создаем спокойную обстановку, успокаиваем плачущих детей. Предлагаем детям для сна выбрать понравившуюся игрушку, поем колыбельные песенки. Укачиваем детей, которые не могут уснуть самостоятельно, гладим по спинке эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией.
Мы показываем детям театр, знакомя малышей с помощью персонажей из кукольного театра: лисой, зайцем, мышкой, курочкой Рябой.
Активное участие принимают дети в играх с пальчиками. Они улыбаются, у них горят глаза. Многие повторяют движение, играем в игру «Идет коза рогатая», «Этот пальчик дедушка» и другое.
Читаем детям стихи с движением: «Еду-еду к бабе, к деду», «Пузырь», «Скок- поскок».
Но чтобы адаптация прошла успешно у детей, проводится определенная работа с родителями. В самом начале мы проводим первое родительское собрание, где ведем разъяснительную беседу, как проходит адаптация, что нужно делать родителям, чтобы этот период прошел менее болезненно для ребенка. Многих родителей тоже надо успокаивать. Они очень встревожены. Мы показываем им группу, где мы играем, спим, кушаем. Где дети умываются, ходят в туалет. Говорим родителям, чтобы не переживали, настраиваю их на доверие к нам, и к детскому саду. Каждому родителю, когда они забирают детей, подробно рассказываем, как ребенок играл, кушал, спал. Какое у него было настроение в течении всего дня.
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - это важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.