Папки-передвижки

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Ольга Лоренцева
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта на тему:

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Воспитатель: О. Н. Лоренцева, р. п. Приютово 2022 г.

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребё нку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е. В. Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Объектом исследования является адаптация детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – взаимодействие специалистов ДОУ и семей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Целью работы является изучение особенностей систем взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме адаптации детей к ДОУ;

2. Изучить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;

3. Изучить взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ;

4. Выявить наиболее оптимальные рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ планов воспитательно-образовательной работы, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований

За последние годы значительно возрос научный и практический интерес к развитию социальной адаптации в раннем детстве. Возникло много вопросов – каково нормальное течение периода адаптации, степень проявления возникших трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакции детей и причины этого различия. Возникающие в период адаптации заболевания, нарушения поведения и снижения темпа развития у ряда детей определили необходимость разработать практические мероприятия по предупреждению и своевременному преодолению таких нарушений в состоянии здоровья и развитии детей.

Изменения окружающей среды и обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Решающее значение в адаптационном процессе принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.

Необходимость резкого изменения привычного поведения является трудной, а для некоторых детей раннего возраста и непосильной задачей и может привести к срыву в системе высшей нервной деятельности по типу «психического стресса», а также к заболеванию вновь поступившего ребенка.

Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду : лёгкую; среднюю; тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).

Среди причин тяжёлой адаптации к ДОУ Лобанова Г. А. Никшене Е. Б., Ткачева Е. Н. называют:

- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада

- наличие у ребёнка своеобразных привычек

- неумение занять себя игрушкой

- несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до прихода ребенка в детский сад.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.

Задачами этой работы являются следующие параметры:

1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.

3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость;

2. Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

3. Возрастной характер взаимодействия с родителями;

4. Доброжелательность, открытость.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.

Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

Решаемая проблема:

Детский сад – особое место в жизни большинства из нас. "Сад" – место "сияния", взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды, или прекрасный цветок, радующий глаз.

Программы дошкольного воспитания, разработанные в свете требований ФГОС, ориентированы на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу. Понимая это, мы стараемся нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей.

Одним из направлений нашей работы является создание для детей комфортного психологического климата.

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в нашу группу, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.

Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.

Мы стараемся каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Необходимо видеть индивидуальность каждого ребёнка, осознавать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе, чтобы сформировать у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

Сопровождение фотослайдов:

24 слайд.

Чтобы деткам в нашей группе

Было каждый день прекрасно,

Солнышко им сообщает:

«Детвора, у нас тут классно!»

Бабочки устроили яркий хоровод,

Они встречают утром радостный народ.

25 слайд:

Для детей мы подобрали

Разные игрушки,

Есть машинки, куклы, пазлы,

Кубики, зверюшки,

26 слайд.

Маски, киндеры, посудки,

Разных мячиков не счесть,

Вертушки, флажки, прищепки

И песочек даже есть.

27 слайд.

Тем, кто любит потрудиться,

На окошке – огород,

Там овес, цветы, горошек

И веселый лук растет.

28 слайд.

Чтобы детки не скучали,

Мы придумаем сюрприз,

И костюм сошьем для сказки,

Выполним любой каприз.

Творчество с фантазией развиваем смело,

Потому что просто любим свое дело.

29 слайд.

Чтоб задачи наши были решены,

Знай, должны быть дети раскрепощены.

Много двигаться, играть,

Свежим воздухом дышать,

30 слайд.

Чтобы в садике как дома,

Было детям хорошо,

Надо добрым быть и честным

С каждым, с каждым малышом.

31 слайд.

А еще придумать можно,

Чем детей развеселить,

И игрушки самоделки

Для ребяток смастерить.

32 слайд.

Если вдруг ребята в ссоре,

Если грустно стало вдруг,

Ну какое это горе?

Есть у нас прекрасный друг:

Нам Мирилка помогает,

Настроенье поднимает,

Мирит, мирит всех вокруг.

Снова ты мой лучший друг.

33 слайд.

Самый добрый, самый мягкий,

Самый лучший котик наш.

И зовут его смешно так

Необычно Обнимаш.

Он умеет улыбаться

И крепко, крепко обниматься.

34 слайд.

Познакомьтесь – кукла Маня,

Такой точно нет нигде.

Мы готовы с ней общаться,

Каждый день и целый день.

Маня может быть веселой,

Грустной, плачущей и злой,

Может быть и удивленной,

С Маней хорошо с любой.

35 слайд.

Это Федя – наш приятель,

С ним играем целый день,

У него колечек много,

С ними нам играть не лень.

36 слайд.

Нашим детям все под силу,

Наших игр не перечесть,

Для показыванья сказок,

Кукольный театр есть

37 слайд.

Есть у нас волшебный коврик,

Для игр и для учения,

Развивает он ребят всех без исключения.

Вправо, влево, взад, вперед,

Заблудиться сложно,

С ковриком любым уменьям

Научиться можно.

Отыскать себе квадрат

По цвету и узору,

Не проблема для ребят, Справились мы скоро.

Если ты успел устать,

Можешь просто полежать.

38 слайд.

Есть у нас еще полянка,

Божья коровка на ней хозяйка.

Можно пальчики развивать,

Можно сказку придумывать,

Можно разные картинки создавать,

Можно просто со зверюшками играть.

39 слайд.

А еще есть паучок, Кузей мы его зовем,

Физкультурное занятие с Кузей смело проведем.

Хочешь, прыгай, хочешь, ползай,

Хочешь, отдыхай на нем.

40 слайд.

Если полюбить детей,

Всей большой душою,

Если каждого окутать

Миром и покоем,

Если детям дать игру,

Подарить свободу,

То, посеяв доброту,

Жди большие всходы.

Если детям хорошо,

Все вокруг знакомо,

То уютно и тепло

Будет им как дома!

41 слайд.

Заключение:

Детский сад представляет нашим детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства группы. Визуальные характеристики, то есть то, что ребенок видит вокруг себя,- важное условие его эмоционального и психологического благополучия. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Все (взрослые) и всё, что окружает ребенка, должно развивать и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт. К чему мы и стремимся.

42 слайд. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Опубликовано: 30 октября 2022 в 13:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лоренцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД