Ольга Лоренцева
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта на тему:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Воспитатель: О. Н. Лоренцева, р. п. Приютово 2022 г.
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребё нку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е. В. Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Объектом исследования является адаптация детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимодействие специалистов ДОУ и семей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Целью работы является изучение особенностей систем взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.
Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме адаптации детей к ДОУ;
2. Изучить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;
3. Изучить взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
4. Выявить наиболее оптимальные рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ планов воспитательно-образовательной работы, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований
За последние годы значительно возрос научный и практический интерес к развитию социальной адаптации в раннем детстве. Возникло много вопросов – каково нормальное течение периода адаптации, степень проявления возникших трудностей этого периода, индивидуальные различия в реакции детей и причины этого различия. Возникающие в период адаптации заболевания, нарушения поведения и снижения темпа развития у ряда детей определили необходимость разработать практические мероприятия по предупреждению и своевременному преодолению таких нарушений в состоянии здоровья и развитии детей.
Изменения окружающей среды и обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Решающее значение в адаптационном процессе принадлежит эмоциям. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.
Необходимость резкого изменения привычного поведения является трудной, а для некоторых детей раннего возраста и непосильной задачей и может привести к срыву в системе высшей нервной деятельности по типу «психического стресса», а также к заболеванию вновь поступившего ребенка.
Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение.
Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду : лёгкую; среднюю; тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует с взрослыми, детьми. Окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).
Среди причин тяжёлой адаптации к ДОУ Лобанова Г. А. Никшене Е. Б., Ткачева Е. Н. называют:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
- наличие у ребёнка своеобразных привычек
- неумение занять себя игрушкой
- несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создавать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается, задолго до прихода ребенка в детский сад.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье, находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость;
2. Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
3. Возрастной характер взаимодействия с родителями;
4. Доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Решаемая проблема:
Детский сад – особое место в жизни большинства из нас. "Сад" – место "сияния", взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды, или прекрасный цветок, радующий глаз.
Программы дошкольного воспитания, разработанные в свете требований ФГОС, ориентированы на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и воспитанию гуманной, активной и добропорядочной личности. А сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу. Понимая это, мы стараемся нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей.
Одним из направлений нашей работы является создание для детей комфортного психологического климата.
Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в нашу группу, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.
Мы стараемся каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Необходимо видеть индивидуальность каждого ребёнка, осознавать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе, чтобы сформировать у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Сопровождение фотослайдов:
24 слайд.
Чтобы деткам в нашей группе
Было каждый день прекрасно,
Солнышко им сообщает:
«Детвора, у нас тут классно!»
Бабочки устроили яркий хоровод,
Они встречают утром радостный народ.
25 слайд:
Для детей мы подобрали
Разные игрушки,
Есть машинки, куклы, пазлы,
Кубики, зверюшки,
26 слайд.
Маски, киндеры, посудки,
Разных мячиков не счесть,
Вертушки, флажки, прищепки
И песочек даже есть.
27 слайд.
Тем, кто любит потрудиться,
На окошке – огород,
Там овес, цветы, горошек
И веселый лук растет.
28 слайд.
Чтобы детки не скучали,
Мы придумаем сюрприз,
И костюм сошьем для сказки,
Выполним любой каприз.
Творчество с фантазией развиваем смело,
Потому что просто любим свое дело.
29 слайд.
Чтоб задачи наши были решены,
Знай, должны быть дети раскрепощены.
Много двигаться, играть,
Свежим воздухом дышать,
30 слайд.
Чтобы в садике как дома,
Было детям хорошо,
Надо добрым быть и честным
С каждым, с каждым малышом.
31 слайд.
А еще придумать можно,
Чем детей развеселить,
И игрушки самоделки
Для ребяток смастерить.
32 слайд.
Если вдруг ребята в ссоре,
Если грустно стало вдруг,
Ну какое это горе?
Есть у нас прекрасный друг:
Нам Мирилка помогает,
Настроенье поднимает,
Мирит, мирит всех вокруг.
Снова ты мой лучший друг.
33 слайд.
Самый добрый, самый мягкий,
Самый лучший котик наш.
И зовут его смешно так
Необычно Обнимаш.
Он умеет улыбаться
И крепко, крепко обниматься.
34 слайд.
Познакомьтесь – кукла Маня,
Такой точно нет нигде.
Мы готовы с ней общаться,
Каждый день и целый день.
Маня может быть веселой,
Грустной, плачущей и злой,
Может быть и удивленной,
С Маней хорошо с любой.
35 слайд.
Это Федя – наш приятель,
С ним играем целый день,
У него колечек много,
С ними нам играть не лень.
36 слайд.
Нашим детям все под силу,
Наших игр не перечесть,
Для показыванья сказок,
Кукольный театр есть
37 слайд.
Есть у нас волшебный коврик,
Для игр и для учения,
Развивает он ребят всех без исключения.
Вправо, влево, взад, вперед,
Заблудиться сложно,
С ковриком любым уменьям
Научиться можно.
Отыскать себе квадрат
По цвету и узору,
Не проблема для ребят, Справились мы скоро.
Если ты успел устать,
Можешь просто полежать.
38 слайд.
Есть у нас еще полянка,
Божья коровка на ней хозяйка.
Можно пальчики развивать,
Можно сказку придумывать,
Можно разные картинки создавать,
Можно просто со зверюшками играть.
39 слайд.
А еще есть паучок, Кузей мы его зовем,
Физкультурное занятие с Кузей смело проведем.
Хочешь, прыгай, хочешь, ползай,
Хочешь, отдыхай на нем.
40 слайд.
Если полюбить детей,
Всей большой душою,
Если каждого окутать
Миром и покоем,
Если детям дать игру,
Подарить свободу,
То, посеяв доброту,
Жди большие всходы.
Если детям хорошо,
Все вокруг знакомо,
То уютно и тепло
Будет им как дома!
41 слайд.
Заключение:
Детский сад представляет нашим детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства группы. Визуальные характеристики, то есть то, что ребенок видит вокруг себя,- важное условие его эмоционального и психологического благополучия. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Все (взрослые) и всё, что окружает ребенка, должно развивать и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт. К чему мы и стремимся.
42 слайд. Спасибо за внимание!