Татьяна Жучкова
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к презентации
1 слайд - Уважаемые родители, тема нашей презентации
«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
2 слайд - Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги. Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть. Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
2 слайд - Как же надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад?
Убедитесь, что детский сад необходим вашей семье именно сейчас, так как колебания родителей передаются детям.
Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дня детского сада и регулярно его соблюдать.
Приучайте детей есть разнообразные блюда, ежедневно употреблять супы и каши.
Желательно научить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, мыть руки, посещать туалет и т. д. Умея это, ребенок будет чувствовать себя более уверенным.
Отправляйте малыша в детский сад лишь при условии, что он здоров.
Как можно раньше необходимо познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет (возможны совместные прогулки рядом с детским садом, на детских дворовых площадках прогулки со сверстниками) и. т. д.
Если ребенок засыпает только с помощью взрослого, попытайтесь изменить эту привычку в домашних условиях до поступления в детский сад, постарайтесь приучать ребенка засыпать самостоятельно одному в своей кроватке.
Постепенно подготавливайте ребенка к временной разлуке с вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой, что маме с папой нужно идти на работу.
Все время объясняйте ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
3 слайд - Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать детский сад?
• Прежде всего, настраивайте своего малыша всегда только на положительный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
• Ни в коем случае не наказывайте, не пугайте детей детским садом и «злыми» воспитателями.
• В первое время не оставляйте малыша в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше по возможности забирайте домой.
• Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
• Старайтесь сами не нервничать и не показывать свою тревогу.
• Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
• Одевать ребенка в детский сад необходимо опрятно, в соответствии с температурой воздуха в группе.
• Обязательно создайте в выходные дни дома для ребенка режим такой же, как и в детском учреждении.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращайтесь за консультацией к детскому врачу или психологу.
При выраженных невротических реакциях следует оставить малыша на несколько дней дома, понаблюдать и выполнять все предписания специалистов.
4 слайд - Почему же ребенок плачет? И как с ним лучше прощаться!
Ребенок плачет, потому что слезы - единственный способ, которым он может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ.
Сейчас мы попробуем найти несколько советов хорошего и полезного для ребенка прощания:
Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком спокойно, не торопясь, соберитесь на 5-10 минут пораньше. Старайтесь не опаздывать в детский сад и приходить вместе с другими детками.
Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: "Я иду в магазин за покупками ", или "Я иду на работу печатать на компьютере"). Не бойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело, которое она будет делать, - полезное и приятное.
Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам (это маленькому ребенку может быть не совсем удобно и понятно). Можно сказать: "Я приду, когда ты покушаешь, погуляешь, поспишь". Ребенку понятнее конкретные описания событий, по которым он и определит время. Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем Марией Андреевной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".
Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Если же выполнить его просьбу невозможно, сразу скажите ему об этом. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вкусняшку или вещицу (печенье, конфетку, книжку, чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
6 слайд - Как избежать сцен и манипуляций?
Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями.
Победить "сцены" помогут «элементарные ритуалы".
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые
повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко,
что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается (в данном случае воспитателю)
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка
ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша. У ребенка наступает адаптационный период.
7 слайд – Что же такое адаптация. Адаптация – это процесс приспособления организма к новым условиям. Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста : из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т. д.) продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям.
Дети, с разной степенью социальной готовности при поступлении в детский сад, изначально имеют неодинаковые стартовые возможности. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Адаптация – это постепенный процесс, имеющий СВОЮ продолжительность у каждого ребенка.
Выделяют три основные степени адаптации :
Легкая, Средняя, Тяжелая
8 слайд - Сейчас мы кратко познакомимся с каждой из них:
• Легкая адаптация :
временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней,
- нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней,
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. п., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней,
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются,
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, при этом заболеваний не возникает никаких.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
9 слайд - Средняя адаптация : все нарушения выражены более длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение
20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней). Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, может наступить заболевание 5-7 дней, есть признаки психического расстройства.
Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, в некоторых случаях отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени.
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети болеют в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к новому коллективу.
Однако существует еще 4 степень адаптации ребенка - это
Очень тяжелая адаптация : Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Тяжелая адаптация длится около полугода и более. Это наиболее неблагоприятный вариант. Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт).
10 слайд - Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы выдержать все испытания, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плачь – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
11-13 слайды – на следующих слайдах представлены фотографии наших воспитанников группы раннего возраста, которые в этом году прошли период адаптации. Все дети успешно адаптировались и с удовольствием идут в детский сад к свои друзьям и воспитателям.
На слайдах представлены режимные моменты детей раннего возраста : развитие КГН, навыков самообслуживания совместная деятельность педагога и детей, прогулки, сон час, развлечения, ну и конечно самостоятельная деятельность детей.
14 слайд - Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит прежде всего на нем. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени на эмоционально - личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
Главное для ребенка в период адаптации к детскому саду – это Ваше терпение и любовь!
15 слайд – В заключении хотелось бы сказать, что все интересующие Вас вопросы, уточнения и прочее Вы всегда сможете задать сотрудникам нашего учреждения (заведующему, старшему воспитателю по учебно-воспитательной работе, воспитателям, логопеду, медицинской сестре).
Не стесняйтесь обращаться к нам за квалифицированной помощью.
Мы всегда рады Вам помочь!