Валентина Севидова
«Раз, два, три — по ширине предметы сравни, четыре, пять — на ощупь сосчитай». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Матрешка»
г. Волжского Волгоградской области»
(МДОУ д/с №8)
«1, 2, 3 – по ширине предметы сравни, 4, 5 – на ощупь сосчитай»
Конспект занятия по формированию
элементарных математических представлений
у детей в средней группе
Составила:
Воспитатель:
Севидова Валентина Игоревна
г. Волжский (2019 г.)
Публикация «„Раз, два, три — по ширине предметы сравни, четыре, пять — на ощупь сосчитай“, Конспект занятия по ФЭМП в средней группе» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция областей:
• Речевое развитие;
• Социально – коммуникативное;
• Физическое развитие;
• Познавательное развитие.
Тип: традиционное.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Вид детской деятельности – формы НОД:
Двигательная – физкультминутка: «Будем прыгать и скакать!»
Игровая – игровое упражнение «Наш день».
Коммуникативная – загадка (шарф).
Познавательная – игровая ситуация «Покажи столько же», «Выбирай самый широкий».
Формы организации: групповая.
Цели:
продолжать упражнять в счете на ощупь в пределах 5;
закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра;
учить сравнивать 3 предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый широкий, уже, самый узкий.
Задачи:
развивать логическое мышление, сообразительность, наблюдательность, внимание, память;
развивать мелкую моторику, усидчивость;
воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания;
воспитывать умение самостоятельной работы.
Методы и приё мы:
• словесный (указания, пояснения, вопросы);
• наглядный (показ);
• игровой (физкультминутка).
Предварительная работа :
• разбор игровой ситуации «Вчера, сегодня, завтра», «Поднимись и спустись по лесенке»;
• подвижные игра «Прятки», физкультминутка «Шли большие ноги по широкой дороге, маленькие ножки по узенькой дорожке»;
• упражнение в счёте предметов на ощупь в пределах 5;
• чтение загадок, стихов: С. Михалков «А что у вас?»,
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал. Широкий и низкий стол, 3 шарфа одного цвета, одинаковой длины и разной ширины. Карточки с пуговицами в мешочке (на карточках по 1 – 5 пуговиц, наборы карточек с кругами (на карточках по 1 – 5 кругов).
Раздаточный материал. В чашечках по 3 шт. прямоугольники «шарфики» (на каждого ребёнка) одинакового цвета, длины, но разной ширины.
Ход непосредственной образовательной деятельности
(Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.)
1. Часть.
Игровое упражнение «Наш день».
(Дети уточняют, что делали вчера, сегодня и будут делать завтра).
Воспитатель:
– Ребята, скажите, что это? (поезд).
– А из чего состоит поезд? (локомотив и вагоны).
– Посчитайте, сколько вагонов у поезда? (3).
– Чем отличаются вагоны друг от друга? (отличаются цветом). А какого цвета вагоны? (синего, красного и жёлтого).
Воспитатель:
– Ребята, давайте представим, что вагоны – это дни недели и дадим им имена «Вчера», «Сегодня», «Завтра». Мы сейчас посмотрим, что поезд везёт в вагонах.
Воспитатель:
– Давайте теперь откроем окно вагона красного цвета и узнаем, что там находится.
(Открываем красный вагон. Там картинка с младенцем).
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, это же младенец. Когда вы его убаюкивали? (вчера). Как же мы назовём этот вагон? (Вчера).
– Вагону синего цвета дадим имя «Сегодня». Отрываем окно вагона (цифровой ряд от 1 – до 5). Ой, ребята, это ведь цифры. Сегодня у нас математика, значит, правильно мы дали имя вагону синего цвета?
Дети: Да.
Воспитатель:
– Ну что, ребята, остался последний вагон жёлтого цвета. Посмотрим, что нас там ждёт. Ой, он что-то не открывается. Как же интересно. А там картинка с аппликацией!
Значит «завтра», ведь так мы назвали жёлтый вагон, мы будем что-то клеить на аппликации.
– Когда мы будем клеить на аппликации? (Завтра).
– Ну это будет завтра, а сегодня у нас математика и я предлагаю вашему вниманию игру «Покажи столько же». Мы с ней уже немного знакомы.
2. Часть.
Игровое упражнение «Покажи столько же».
Воспитатель:
– Посмотрите, на столе расположены карточки с разным количеством кругов и мешочки.
– В мешочках есть вот такие карточки, там живут пуговицы на ножке, они пришиты к карточке основе.
– Предлагаю посчитать пуговицы в мешочке на ощупь вот так (показать детям приём счёта предметов на ощупь).
– Сколько пуговиц отсчитали? Покажем карточку с таким же количеством кругов.
– Богдан, сколько пуговиц ты отсчитал? Покажи столько же, пользуясь карточкой с нужным количеством кругов.
– Сколько кругов на карточке? (кругов 4)
– Почему ты показал карточку с таким количеством кругов? (их столько, сколько пуговиц, пуговиц 4)
Дети достают из мешочка карточки с пуговицами и проверяют правильность ответов (упражнение повторяется 3 раза).
3. Часть.
Игровое упражнение «Сравни по ширине».
– Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)
– А вы любите ходить на прогулку зимой? (ответы детей)
– А что надо делать, чтобы не заболеть и не замёрзнуть? (ответы детей)
– Верно, дети, одеваться надо по погоде и в соответствии со временем года, то есть летом надевать летнюю одежду, зимой – зимнюю и т. д. ,
– Назовите предметы зимней одежды? (ответы детей)
– Отгадайте, что это за предмет?
Загадка: (шарф)
Длинный вязанный предмет,
Нужен в холод, летом – нет,
Намотай его на шею,
Он тебя в мороз согреет.
– Ну конечно же, это шарф. А шарфы бывают разные, рассмотрим. У нас есть вот такие с красивыми концами.
Воспитатель: (располагает на столе 3 шарфа одного цвета и одинаковой длины, но разной ширины и спрашивает.)
– Смотрите, шарфы прямоугольной формы расположены красивым концом близко к краю стола, чтобы нам было удобно их сравнивать.
– Ребята, как вы думаете, чем похожи эти шарфики? (цветом)
– Правильно, шарфы похожи цветом.
– Давайте способом наложения сравним их по длине.
– (Маша) мне в этом поможет.
– Что можно сказать о длине шарфов? (одинаковая)
– Правильно, длина шарфов одинаковая.
– Чем отличаются шарфы? (шириной)
– (Андрей) найдет самый широкий шарф.
Воспитатель: (с детьми выбирают самый широкий шарф. Среди оставшихся шарфов снова находят самый широкий и помещает его рядом с первым. Заканчивают ряд самым узким шарфом и рассказывают о ширине шарфов, используя слова: широкий, уже, самый узкий. Затем выкладывают шарфы в обратном порядке: узкий, шире, самый широкий).
(Миша, Василиса) находят путем сравнения одного шарфа с другими шарфами способами наложения или приложения.
– Молодцы, ребята, всё рассказали про шарфы.
– А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть. Попрыгать и поскакать.
Физкультминутка: «Будем прыгать и скакать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо (зеркально по отношению к детям.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сели на дорожку, (Присели.)
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
– Закончили. Теперь позанимаемся за столами.
Воспитатель: (приглашает детей пройти аккуратно к столам со своими стульчиками.)
– Берите стульчики в руки (одна рука держит спинку стула, другая – сиденье, проходите к столам, присаживайтесь.
4. Часть.
Игровое упражнение «Выбирай самый широкий».
Воспитатель:
– Обратите внимание, перед вами тарелочки с шарфами прямоугольной формы. Разместите их красивым концом близко к краю стола, как я показывала на жёлтом столике.
– (Захар, чем похожи шарфики? (одинакового цвета и длины)
– Методом приложения давайте сравним шарфы по ширине. Шарфы бывают различной величины. Выберите самый большой шарф, отодвиньте его от других в сторонку. Поднимите руку как справитесь. Хорошо.
– Теперь, из оставшихся, снова выберите самый большой и сверху наложите его на первый, который у нас отложен в сторонку, так, чтобы красивые края совпали.
– Сравним. Видите, у первого шарфа виднеются края. Что скажем о ширине первого шарфа? Он – широкий. А второй? – Уже.
– Оставшийся шарфик так же наложим сверху на эти шарфы. Готово?
– Сравним и назовём шарфы по ширине.
Широкий, уже, самый узкий.
–Теперь, слушайте внимательно, будем раскладывать шарфы красивым концом близко к краю стола следующим образом.
Узкий, шире, самый широкий.
– Вова, покажи узкий шарф. Молодец.
– Захар, покажи шарф шире. Хорошо.
– Лера, покажи самый широкий шарф. Умничка.
Итог:
Воспитатель:
– Ребята, давайте вспомним во что мы сегодня с вами играли?
Мы сегодня считали пуговицы на ощупь. Шарфы с красивыми краями сравнивали по цвету, длине и ширине. Научились называть словами –
узкий, шире, самый широкий.
– Все ребята сегодня старались. Хочется отметить Машу, Вову, Леру, Захара, Мишу, Василису.
Давайте дружно скажем, мы большие молодцы!
– А теперь уберём своё рабочее место. Кладите свои шарфики в тарелочку и ставьте их на жёлтый столик.