Куликова Светлана Анатольевна
Звуковой анализ и синтез (фонематическое восприятие). Знакомство с термином «слово». Что такое «Предложение»
▼ Скачать +Заказ
Учимся читать.
Время идет вперед. И, если раньше, придя в школу, нас всему учили, то сейчас, будущие первоклассники должны уметь мыслить, работать, творчески размышлять, уметь строить свое высказывание. А для этого необходимы не только прочные навыки чтения, письма, но и понимание структуры речи.
В шестилетнем возрасте ребенок готов к обучению, у детей появляется желание узнать новое, они могут и проявляют желание.
Вот основные направления начала этой увлекательной работы с детьми:
Публикация «Звуковой анализ и синтез (фонематическое восприятие), Знакомство с термином „слово“, Что такое „Предложение“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
1. Звуковой анализ и синтез (фонематическое восприятие).
2. Научить детей учить различать и выделять звуки нашей речи.
3. Звуковой анализ :
- место звука в слове (начало, середина, конец слова);
- понятия «звук» и «буква», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;
- деление слова на слоги.
4. Знакомство с буквой, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные.
А теперь можно знакомить детей со словом.
Заинтересуем ребят, используя знакомые стихи :
"Подскажи слово"
Когда-то Тема знал много стихов. Он стал их вспоминать, но вдруг понял, что забыл слова!
- Поможем Теме, ребята?
Зайку бросила хозяйка, под дождем остался. (зайка).
На проезжей части, не катайтесь дети, ни на самокате, ни
на. (велосипеде)
Вечно следом, друг за другом, ходят месяцы по кругу: в январе и феврале, снег лежит по все й. (земле).
Очень хочет бурый мишка, прочитать все в мире. (книжки)
Наши руки были в мыле, мы посуду, сами мыли, мы посуду мыли сами, помогали нашей. (маме).
- Как много слов вы подсказали! Все слова нашлись!
Спасибо за помощь, Тема!
Для закрепления понятия о словах, можно использовать все, что находится в игровой. Дети любят играть с фишками. Называя предмет, ребенок кладет фишку в красивую коробочку. Фишек набирается много, принося радость детям. Ведь оказывается, они знают так много разных слов!
Но знания просто слов - недостаточно. Можно предложить детям складывать слова в пары :
девочка - платье, плита - суп, портфель - тетради,
тетрадь - карандаш, школа - форма.
Таких примеров великое множество. Главное, детей можно заинтересовать этой увлекательной игрой. А можно усложнить и назвать незнакомое слово, а потом подобрать ему пару и, оказывается детям это слово известно, но они не знали, что оно обозначает:
тесто - начинка, праздник - долгожданный и т. д.
Можно поиграть в слова :
Я называю слова : сокол, сито, сосна, сарафан, сарай,
- Есть ли у этих слов что-то общее (они начинаются с буквы С).
- Если вы знаете, как пишется буква С, напишите. (Придумайте слова, которые начинаются с этой буквы)
И так, мы вызвали интерес у ребят к слову. Познакомили с самим термином "слово", научили самостоятельно называть слова.
Дальше можно переходить " предложению".
Дети четко должны усвоить, что слова в нашей речи произносятся в определенной последовательности. Познакомить с термином "предложение". Составлять предложение из одного, двух, трех слов. Выделять предложение из речи. Членить предложение на слова.
Например:
Предлагаю рассмотреть сюжетную картинку. Задаю вопросы по сюжету.
На каждый ответ снова использую фишки.
- Вот ваши ответы и есть предложения. (предлагаю Теме сосчитать фишки).
Много фишек!
Предлагаю детям самим составить предложение. В начале назвать кто изображен на картинке, а потом рассказать что он делает. Затем сосчитать сколько слов в каждом предложении (сколько слов, столько фишек).
Дети с легкостью расскажут, что мы познакомились с предложением, научились их составлять, а еще узнали, что предложение состоит из слов.
Пока дети не умеют читать, предлагаю познакомиться со схемой, графической моделью предложения. Использую сюжетные картинки для составления предложения. Обязательно показать детям начало предложения - выделим его штришком, т. к. предложение начинается с большой буквы. Но выделить надо и конец предложения (.!)
Когда мы говорим, предложения отделяем интонацией, делая паузы в конце. Когда пишем, используем знаки.
Дети на перегонки составляют предложения и рисуют схемы.
Так мы начинаем начальный этап по овладению детьми навыками чтения и письма. Это увлекательный мир, в котором ребята узнают новое, пополняют словарный запас, учатся употреблять знакомые слова, проходит работа над смысловой стороной слова, приходит умение подбирать слова с противоположным значением и со сходным.
Так много предстоит еще узнать!
Надо понимать, что в слова, предложения можно играть. И не только в учебной деятельности, а всегда. когда одеваемся, умываемся, играем. Играя можно заинтересовать детей, научить с легкостью стремиться к знаниям!