Рукижат Газиметовна
Звуковая культура речи «Звук [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил:
воспитатель, высшей кв. к.
Экперова Рукижат Газиметовна
2021 г
Цель: автоматизировать звук [ц].
Основные задачи:
-упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)
-совершенствовать интонационную выразительность речи
- совершенствовать фонематические процессы;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «Звуковая культура речи „Звук [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать усидчивость.
Материалы и оборудование: картинки: цыпленок, курица с цыплятами, цветок, курица, заяц, яйцо;
Создание условий для самостоятельной деятельности: подготовка раздаточного материала.
Ход занятия:
1. Организационный этап.
Здравствуйте, красно солнышко
Здравствуйте, ветерок.
Солнечные зайчики
Быстрый ветерок
Здравствуй, спелая трава
Здравствуй, шумная листва
Здравствуйте мышата
Здравствуйте зайчата
Всех приветствуем сейчас
Очень рады видеть вас.
Воспитатель: -Сегодня мы с вами будем тренироваться в произношении звука Ц.
-Но сначала поиграем с нашим язычком.
2. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка» (предложить детям выполнять действия согласно тексту)
- Проснулся язычок, в вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю.
Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».
-Гулял язычок в лесу и встретились ему два сверчка: старый и молодой. И решили они спеть песенку. Старый сверчок поёт медленно (произносить звук [ц] отрывисто, но медленно: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц). А молодой сверчок поёт быстро (произносить звук [ц] отрывисто, но быстро: ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц).
3. Загадки.
- На полянке у леса кто-то гуляет, послушайте загадку и ответьте кто же это.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки. (цыпленок)
Вос-ль: Кто же это гуляет? Давайте позовем вместе? Цып-цып. (Дети зовут цыпленка)
Прибежал цыпленок. (картинка)
- Какой он? (Дети описывают Цыпленка- маленький, пушистый, желтый).
- Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.
4. Поиграем в игру «Хлопни в ладошки]».
Зая…. Ледене…. Огуре…. Продаве…. Кури…
Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши.
Цапля… слон… огурец… белка… леденец… солнце… туча… цирк… осень… цифра… зая…. ледеене…. огуре…. продаве….кури,пятерка.
Дети: Хлопают в ладоши
Воспитатель: Молодцы! Какие у вас внимательные ушки.
Какие вы знаете слова со звуком [ц]?
Дети пробуют назвать слова со звуком [ц].
Воспитатель помогает наводящими вопросами, каждое слово повторяем хором.
Где выступают клоуны? (в цирке, скажем вместе – цирк,
птица, которая живет на болоте (скажем - цапля,
животное, которое зимой белое, а летом серое (скажем - заяц,
овощ, который растет на грядке, зеленый, длинный и с пупырышками (скажем хором - огурец)
5. Физминутка:
Шёл цыплёнок по дорожке ц-ц-ц-ц (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
У него устали ножки ц-ц-ц-ц
Отдохнуть решил немножко ц-ц-ц-ц
Сел цыплёнок на пенёк, посидел совсем чуток (дети присели на корточки)
И снова в путь отправился (дети шагают на месте, выполняя движения руками)
6. Заучивание чистоговорки.
Цы-цы-цы - заяц любит леденцы.
Ца-ца-ца - нет у зайца леденца.
Ец-ец-ец - где взять зайцу леденец?
Цо-цо-цо - посмотри под крыльцо. !
Цу-цу-цу - рады зайцы леденцу!
Чистоговорка. Проговорить с каждым ребенком (индивудуально).
Ца-ца-ца - весь день метет метелица.
Ца-ца-ца - я целую зайца.
Цо-цо-цо - надену на палец я кольцо.
Цо-цо-цо - вытираю я лицо.
Цы-цы-цы - к нам летят скворцы.
Цы-цы-цы - в банке огурцы.
Ца-ца-ца - центральная улица.
Цо-цо-цо - у Олеси есть кольцо.
Ца-ца-ца - наша Вика умница.
Цо-цо-цо - есть у курочки яйцо.
Ца-ца-ца - на лугу стоит овца.
Цо-цо-цо - покажи свое лицо.
Цо-цо-цо - на руке моей кольцо.
Цезарю очень понравилось с вами играть
- Ребята, а давайте покажем цыплёнку гимнастику для пальчиков.
7. Пальчиковая Гимнастика «Цыплята».
Раз, два, три, четыре, пять. (Соединять пальцы обеих рук, образуя шар.)
Будем мы цыплят считать. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Раз – цыплёнок на крыльце, (Загибать по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счёт.)
Два – ещё сидит в яйце,
Три – цыплёнок самый смелый,
А четыре – самый белый, Пятый – маленький цыплёнок, (Загнув мизинец, прижимать кулачки друг к другу.)
Кушать захотел спросонок. (Стучать указательным пальцем правой руки по левой ладони. Покормим цыплят)
8. Задание «Обведи предмет»
А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:
«Назовите предметы нарисованные на картинке и обведите те из них в которых слышится звук «ц»
(Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.)
9. Сказка
Мама курица рассказывает Цыпе сказки, он
очень их любит.
В: я вам, дети, и Цыпе расскажу сказку, в
которой много слов с любимым звуком
Цыпы, а вы слушайте внимательно и
запоминайте эти слова.
Воспитатель на магнитную доску
прикрепляет предметы по ходу сказки – царь,
царица, царевна, дворец, солнце, месяц.
В некотором царстве, в некотором
государстве жили - были царь с царицей. И
была у них дочка - царевна. Жили они в
прекрасном дворце. Каждое утро всходило
яркое солнце, и все выходили гулять на
улицу. А вечером из оконца любовались
ясным месяцем. Жили они дружно и
счастливо.
В: какие слова со звуком [ц] вы услышали?
(дети называют слова, воспитатель задает
наводящие вопросы – где жили герои сказки?
– в некотором Царстве, куда выходили гулять
царь, царица и царевна? –на улиЦу, из чего
любовались ясным месяцем? – из оконца)
Рефлексия:
-Что мы сегодня делали на занятии?
-Кто к нам в гости приходил?
- А теперь расскажите цыпленку и его маме, с каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?