МААМ-картинки

Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет

Лиана Ряхмятуллова
Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет

Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.

Звуковая культура речи понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и ее четкую дикцию.

Дети младшего возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми, процесс овладения звуковой стороной словазвуковой культурой не происходит стихийно.

Публикация «Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет» размещена в разделах

Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.).

Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, Передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения.

Особенности усвоения детьми звукопроизношением (ранний и младший дошкольный возраст)

Вначале дети усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести: первым осваивается звук «а», затем звуки «и» и «у», которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга; потом в их речи появляются звуки «э» и «о». Наибольшую трудность из гласных вызывает «ы».

Особенности усвоения детьми звукопроизношением (ранний и младший дошкольный возраст)

Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки (например, звук «с» переходит в «ш» через стадии: «с» - «сь» - «ш»).

Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускается, либо искажается (хотя изолированно ребенок этим звуком владеет).

Часто встречаются искажения за счет сокращения слов, пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «бабан», «тефон»

Дети делают в слове перестановки звуков или целых слогов : «клювка», «карам», «каратан».

Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи

Для развития артикуляционного аппарата

широко используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) :

шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»)

потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»)

упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).

Игры и упражнения

на произношение шипящих звуков :

речевые задания :

четкое произнесение фраз со звуками «Ш» и «Ж»

(«Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши?»)

Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Планируемые результаты работы

К концу младшего дошкольного возраста дети овладевают следующими умениями:

- воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

- читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие;

- слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

- слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;

- слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению соглас­ный звук и называть его;

- с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук (а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п).

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребё нка:

- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание- особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи

Проблемы звукопроизношения

Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или неправильным развитием речевого аппарата - его периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими, а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и врача.

Дыхательные игры и упражнения:

Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух (ходьба с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф (низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Литература:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2006.2. Лосева И. И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 20093. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста М., 2007.4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 2011.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук [М]» во второй младшей группе Цель: Упражнять в четком и правильном произношении звуков «М» и «Мь». Задачи: Обучающие: Закреплять умение правильно произносить звуки «м».

Конспект открытого занятия «Путешествие на луг» (Звуковая культура речи). Вторая младшая группа .

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет
Опубликовано: 24 марта 2021 в 20:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Ряхмятуллова (УИ 1183645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД