Лиана Ряхмятуллова
Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет
Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека.
Звуковая культура речи понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и ее четкую дикцию.
Дети младшего возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми, процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не происходит стихийно.
Публикация «Звуковая культура речи у детей раннего возраста 2–3 лет» размещена в разделах
Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.).
Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, Передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения.
Особенности усвоения детьми звукопроизношением (ранний и младший дошкольный возраст)
Вначале дети усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести: первым осваивается звук «а», затем звуки «и» и «у», которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга; потом в их речи появляются звуки «э» и «о». Наибольшую трудность из гласных вызывает «ы».
Особенности усвоения детьми звукопроизношением (ранний и младший дошкольный возраст)
Характерной особенностью усвоения звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки (например, звук «с» переходит в «ш» через стадии: «с» - «сь» - «ш»).
Маленьким детям трудно дается произношение двух-трех стоящих рядом согласных звуков, и, как правило, один из них либо пропускается, либо искажается (хотя изолированно ребенок этим звуком владеет).
Часто встречаются искажения за счет сокращения слов, пропуска труднопроизносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «бабан», «тефон»
Дети делают в слове перестановки звуков или целых слогов : «клювка», «карам», «каратан».
Работа по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста звуковой культуры речи
Для развития артикуляционного аппарата
широко используются звукоподражательные слова, голоса животных.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) :
шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»)
потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»)
упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения
на произношение шипящих звуков :
речевые задания :
четкое произнесение фраз со звуками «Ш» и «Ж»
(«Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши?»)
Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Планируемые результаты работы
К концу младшего дошкольного возраста дети овладевают следующими умениями:
- воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
- читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы слышали окружающие;
- слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
- слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
- слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;
- с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук (а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п).
Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребё нка:
- он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание- особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи
Проблемы звукопроизношения
Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или неправильным развитием речевого аппарата - его периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими, а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и врача.
Дыхательные игры и упражнения:
Паровоз привез нас в лес. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух (ходьба с согнутыми в локтях руками) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф (низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2006.2. Лосева И. И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 20093. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста М., 2007.4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения М., 2011.