Оксана Кучеренко
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з — с в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе
Цель: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [з-с] и их дифференциации;
Задачи:
1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.
2. Развивать фонематический слух.
3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.
4. Развивать логическое мышление и внимание.
Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Но куда мы отправимся должны отгадать:
Здесь мы можем встретить волка,
И медведя, и козу,
Тигра, льва, жирафу, панду,
Даже хитрую лису.
Дети: З-з-ззоопарк
Воспитатель: -Молодцы, ребята. А отправимся мы на машине, только на машине спустили колеса. Давайте их накачаем –с-с-с-с. (дети повторяют за воспитателем) Накачали, теперь можно ехать! Для того чтобы зайти в з-з-з-зоопарк нужно купить билеты в кас-с-се.
Воспитатель: Прежде чем начнётся наше путешествие по зоопарку, давайте вспомним правила поведения в зоопарке.
Дети называют правила поведения в зоопарке.
Некоторые люди начинают бросать животным в вольеры и клетки конфеты, печенье и булки. Но делать так НЕЛЬЗЯ, потому что животные могут серьезно заболеть. НЕЛЬЗЯ дразнить, пугать животных. НЕЛЬЗЯ ничего бросать в животных. НЕЛЬЗЯ заходить за ограждения. НЕ прислоняться к ограждениям. НЕ просовывать руки. СОБЛЮДАТЬ чистоту и тишину.
Давайте посмотрим кто живет в зоопарке:
Взгляните на эти тени животных (показ темных силуэтных изображений животных). Попробуйте угадать кому принадлежит эта тень. (Показ «тени» слона). Это с-с-слон. А вот и он. (Показ цветной картинки с изображением слона). Где живет слон?
Дети: в Африке. С-с-слон Африканс-с-ский.
Переходим к следующему животному. Вот его тень. Кто же это? (показ «тени» лисы). Это лис-с-са. Воспитатель показывает цветную картинку лисы. Где живет лиса?
Дети: в лес-с-су. Лис-с-са дикое животное
Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этой тени. (показ «тени» зайца). Это з-з-з-заяц. (показ цветной картинки зайца). Где живет заяц?
Дети: в лес-с-су. З-з-заяц дикое животное
Физминутка Зайцы.
«С – З»
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки.
Прыг - скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз!
Шагают все на месте.
Два!
Руками машут вместе.
Три!
Присели. Дружно встали.
Все за ушком почесали.
На «четыре» потянулись.
Пять!
Проснулись и нагнулись.
Шесть!
Все встали снова в ряд.
Зашагали как отряд.
Воспитатель:-Следующее животное вы должны отгадать: Изрисована лошадка будто школьная тетрадка.
Дети: з-з-з-зебра.
Воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом:
«СКАЖИ, КАК Я».
Звук «С» : С-слон, ли-са, лес-с, с-сахар, волос-сы, рис-с, с-самолёт, рос-са.
Звук «З» : З-заря, роз-за, з-забор, з-аяц, з-змея, коз-злёнок, з-ебра, звез-зда
Наша экскурсия закончилась, мы возвращаемся в группу.
Воспитатель: - Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня работали?
Дети: [с - з].
Воспитатель: правильно сегодня на занятии мы уучились произносить эти звуки, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
– Ребята произнесите звук [З], а теперь звук [С].
- В чем разница? (З – звонкий, С – глухой).
- Почувствуем звонкость согласного З, руку положим на горлышко и произнесем з-з-з. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
([С] – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
[З] – положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом.)
Игра «Лишний слог».
- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
- Назовите все лишние слоги со звуком З? (ЗА, ЗО, ЗУ).
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
Дети называют повторяют и называют лишние звуки.
Воспитатель: Молодцы. ребята.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, какие звуки мы научились различать?
Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)