Марина волкова
Звуковая культура речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение детский сад № 58
«Сказка»МБОУ «Усть- Вельская СШ №23»
Развитие речи в старшей группе
«Звуковая культура речи : дифференциация звуков ч – щ.
Выполнила: Волкова М. Н.
Воспитатель
д. Горка-Муравьёвская
Февраль 2024 г.
Цель: упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Задачи:
Публикация «Звуковая культура речи в старшей группе „Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• учить различать на слух звуки близкие по звучанию и произношению;
• развивать артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление;
• воспитывать самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво;
Планируемые результаты: дети умеют различать на слух звуки, сходные по артикуляции, умеют слышать их в словах, определяют место звука в заданном слове, умеют подбирать слова на заданный звук.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая
Методы и приё мы реализации содержания занятия: сюрпризный момент, мотивационный этап, выполнение практических действий, выполнение игровых действий, словесные методы.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Материалы и оборудование: фишки зелёного и красного цвета, карточки – схемы для индивидуальной работы, разрезные картинки, карточки с заданиями, картинки для игры «Измени слово»
Индивидуальная работа: повторение названий птиц – Ариша, Ульяна, Агата
Предполагаемые риски: за время, отведённое на занятие не успела проработать запланированный материал.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и поприветствуем друг друга!
- Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо.
Воспитатель: Дети, хотите узнать, что в письме? (Ответы детей). Давайте откроем и прочитаем письмо (Открывают письмо, воспитатель читает его детям).
Здравствуйте, ребята! Пишет вам Чебурашка. Я очень расстроен, потому, что скоро наступит праздник 23 февраля, а я не успел приготовить подарок для своего лучшего друга крокодила Гены. Если вы мне поможете, то я буду очень рад.
Воспитатель: Ребята, поможем Чебурашке сделать подарок для крокодила Гены?
Я очень рада, что вы согласны помочь Чебурашке. Но, чтобы нам ему помочь, для этого нужно выполнить несколько заданий, за каждое выполненное задание вы будете получать часть подарка, вы готовы? Посмотрите, в группе приготовлены карточки с заданиями, нам нужно их выполнить.
Итак, первое задание: услышав звук ч вам нужно изобразить движение паровоза, звук щ – показать, как пилят дрова (показывает соответствующие движения, сначала будут выполнять задание те, но для начала давайте послушаем, как звучат эти звуки (воспитатель произносит звуки ч- щ). (Дети выполняют задание и получают частичку открытки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились, а сейчас вас ждёт следующее задание. Вам нужно назвать слова, которые начинаются на звук ч. (Ответы детей) Я назову слова, а вы измените их так, чтобы там появился звук ч : диван (диванчик,стул (стульчик,книга (книжечка, ребёнок (ребёночек, ложка (ложечка)
Воспитатель: Здорово, с этим заданием вы тоже справились и вы получаете вторую частичку подарка для крокодила Гены.
Воспитатель: Следующее задание : послушайте отрывок из сказки
Я Федорушку прощаю
Сладким чаем угощаю…
Скажите пожалуйста отрывок из какой сказки я вам прочитала? Кто автор этого произведения? Кто и за что прощает Федорушку? Послушайте отрывок ещё раз и назовите слова со звуками ч и щ. (Ответы детей)
Воспитатель: Замечательно, вы получаете следующую часть подарка! А вас ждёт ещё одно интересное задание. Послушайте скороговорку:
В роще щебечут стрижи,
Чечётки, щеглы и чижи…
- Попробуйте найти слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ. А слово, в котором вы услышали два звука ч?
Воспитатель: Молодцы! Ещё одна часть подарка для крокодила Гены теперь у вас! А сейчас поиграем: «Хлопни, если услышишь звук щ»
Слова: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей. Скажите ребята, все ли эти слова вам знакомы? (Ответы детей) Дети получают ещё часть подарка.
Воспитатель: Ребята, для вас осталось последнее задание, найдите себе пару и выберите любую карточку с заданием. А теперь присаживайтесь за любой стол.
Я буду произносить слова, а вы постарайтесь определить, где находится звук ч (в начале слова, в середине или в конце). А теперь проверьте друг друга.
Воспитатель: Молодцы! И вы получаете последнюю часть подарка. А теперь давайте вместе соберём подарок для Гены (дети подходят к столу и собирают картинку (Открытка).
- Замечательно, ребята, Чебурашка будет очень рад, что вы ему помогли!
А сейчас, скажите, какое задание на сегодняшнем занятии вам понравилось больше всего? (Ответы детей)