Булдакова Светлана Анатольевна
Конспект образовательной деятельности «Звуки [с]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в волшебный мир звуков «С» и «З»
Цель: Совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие:
Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.
Продолжать учить не смешивать звуки з и с в речи. Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз.
Развивающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Звуки [с]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивать фонематический слух.
Развивать познавательный интерес и речь.
Развивать внимание.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к малым фольклорным формам.
Вызвать эмоциональный отклик детей.
Воспитывать умение слушать.
Материалы:
Изображения совы и зайца (С. Вохринцева, заколдованного замка серого цвета (цветной, разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.
Методы и приемы:
Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
В: Ребята, давайте сначала мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
№ 1. Артикуляционная гимнастика.
Раз – окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
В: Ребята, а что такое – волшебство?
Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.
В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.
№ 2. Загадки.
1. Всю ночь летает
Мышей добывает
Станет светло
Спать летит в дупло.
Д: Это сова.
В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?
Д: Слово сова начинается со звука –с.
В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.
2. Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?
Д: Слово заяц начинается со звука –з.
В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки.
В: Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети: Звук «С» - согласный, твердый, глухой. Звук «З» - согласный, твердый, звонкий.
Воспитатель: Чем похожи эти звуки?
Дети: Они оба согласные, твердые.
Воспитатель: Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети: Звук «С» - глухой, а звук «З» - звонкий.
Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)
В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.
№1Игра «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука «С» - насос (либо буква С, на другом символ звука «З» - комар (либо буква З).
Воспитатель:
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают – как? куда?
Помогите, детвора!
Дети берут картинки с изображением животных и распределяют их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор
В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.
№ 2 Д/и «Найди звук в слове».
В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.
В лесу темно
Все спят давно
Одна сова не спит
На суку сидит.
Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит
В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.
В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.
Засияло зарево
За окном закат
Ярко- красным пламенем
Озарил зайчат.
Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении шесть слов со звуком –з-.
№ 3Чистоговорки
В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.
Са-са-са выпала роса
За-за-за залетела стрекоза
Си-си-си смотри, не укуси
Зи-зи-зи капусту погрузи
Се-се-се помоги лисе
Зе-зе-зе запаси сена козе
Зы-зы-зы расцвели розы
Сы-сы-сы выросли усы
Су-су-су карамельку сосу
Зу-зу-зу купили мы козу
Уз-уз-уз маленький карапуз
Скороговорки.
В: А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим
- У киски в миске рис и сосиски.
В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.
(Хоровые и индивидуальные ответы детей).
В: - Заяц Егорка свалился в озерко.
В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.
Физкультминутка.
Белый пух, снежный пух
Все,все,все в снегу во круг
Снег на шапках
Снег на шубках
Снег на бровках
Снег на губках
Как щекочет УХ
Кто щекочет пух
№ 4Д/у «Найди место звука в слове».
В: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.
Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.
В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.
(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)
- зонт, заря, воздух, нос, сено, осина.
№5 Игра «Перепутанные слова»
В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание.
Слушайте следующее задание. Злой волшебник Звукоед специально перепутал слова в каждом предложении, и оно потеряло смысл. Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).
(Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.
Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Ваза завяла в хризантеме.)
Молодцы, вот вы справились с заданием и расколдовали последнюю часть замка.
Рефлексия.
В: Молодцы, расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .
-Вам понравилось наше волшебное приключение?
-Какие звуки мы сегодня повторили?
-Какие задания вам понравились?
- Что вам показалось трудным?