Роза Рецер
Конспект занятия в старшей группе «Звуки [ф]-[ф’]. Буква Ф»
Цель:
-познакомить с акустической и артикуляционной характеристикой звуков /ф/,
/фь/, с буквой «Ф»;
-уточнить произношение звуков/ф/, /фь/ в слогах, словах, предложениях;
-учить дифференцировать звуки /ф/, /фь/;
-развивать позиционный анализ звуков/ф/, /фь/ в словах, слуховое восприятие, слухоречевую память и внимание;
-активизировать словарь названиями музыкальных инструментов: «флейта», «арфа»;
-уточнить представления о дельфине, жирафе, филине, ежике; о приметах весны;
-упражнять в воспроизведении заданного ритма при прохлопывании и проговаривании слогов; в составлении чистоговорок с движением"Кулак-ребро-ладонь" на каждое слово;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Звуки [ф]-[ф’], Буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
-совершенствовать умение читать слоги; составлять простые предложения с дополнением в Р. п. мн. ч., в Т. п. ед. ч.
-воспитывать умение работать в коллективе, бережно относится к природе.
Ход занятия:
1. Организация начала
Улыбнёмся друг другу и скажем: «Здравствуйте!». Ребята, посмотрите на экран - в гостях наш друг слонёнок Ушастик! Поздороваемся с ним. Скажем всей нашей планете Земля: «Здравствуй, Земля! Мы приветствуем тебя!». Интересно, в каком уголке нашей Земли мы окажемся сегодня, путешествуя со слонёнком и слушая звуки! Чтобы не пропустить самое интересное устраиваемся поудобнее на стульчиках!
2. Основная часть
• Знакомство со звуками /ф/, /фь/, буквой «Ф».
Кажется… на лесной полянке.
Остановился Ушастик, потому что увидел сонного ёжика.
Это ёжик Фантик выбрался из норки, потому что в его домике сверху капает вода. Спросонья Фантик не смог понять, что случилось.
- Кто его разбудил? Откуда вода в норке (ответы детей)
От воды, которая попала на нос, Фантик фыркал:
-Ф-Ф-Ф-Ф!
А Филин на дереве громко кричал:
-Уф, уф, уф!
• Артикуляционная характеристика звука
Ушастик обрадовался, потому что сегодня он услышал новый звук. Догадались какой?
Ушастик попробовал прижать нижнюю губу к верхним зубам и выдохнуть между ними воздух - плохо получилось, ему мешал хобот.
Зато у нас с вами этот звук получится отлично.
(проговаривание звука детьми) Щёки не раздуваем!
-У звука /ф/ есть мягкий брат - «фь».
• Акустическая характеристика звуков.
Расскажем слонёнку про звуки «ф», «фь»
Согласный твердый/мягкий, глухой.
• Знакомство с буквой
Звуки «ф», «фь» живут в одной букве «Ф». Сравните большую и маленькую буквы. Чем отличаются?
Буква Ф надула щёки,
Нос задрала, руки — в боки!
Покажем букву
• Дифференциация /ф/-/фь/
-Что же интересного происходит в нашем лесу.
Посмотрите на филина. По-моему его глаза и клюв на что-то напоминают, не могу понять, что (Букву «Ф». Филин — два огромных глаза —
Букву Ф напомнит сразу. ) (дети заучивают стихотворение)
- Ёжик Фантик никак не может выбраться из норки – вокруг грязно и сыро. Проложим для Фантика дорожку на сухую проталинку. Берем стулья и проходим к столам.
-Поможет нам стихотворение о Филине. Сначала послушайте внимательно, о каком родственнике филина в нём идет речь? («филинёнок» - птенец филина)
Сейчас читаю стихотворение и на каждый звук/Ф/ в слове выкладываем синий квадратик, а на звук /ФЬ/- зелёный. Дорожку выкладываем слева направо.
Филин-прыг, Филин-скок,
Филинёнку дал флажок.
Филинёнок рад, рад
Глаза как фонарики горят! (Егорова О. В.)
Проговаривая звуки /Ф/-/Фь/ по цвету квадратиков поможем Фантику не замочить лапки
(зелёный, зелёный, зелёный, синий, зелёный, синий)
• Работа с ритмом
Вокруг слышится капель как будто целый оркестр.
Может быть и нам присоединиться к этому весеннему оркестру.
-Если услышим звуки флейты, то капель звенит со слогом- …. ФЫ. Вспомним как звучит флейта (прослушивание звуков флейты).
Слышим арфу, то капельки падают со слогом …ФИН. Вспоминаем звучание арфы (прослушивание звуков арфы).
Располагаемся поудобнее, закрываем глаза и наслаждаемся музыкой.
- Какой инструмент звучал? (флейта). В каком ритме падают капельки (две, одна, одна). / / / / / / / / / / / /
-С каким слогом звенит капель? (дети прохлапывают ритм, проговаривая слог)
Аналогично с арфой
/ / / / / / / / / / / / / /
• Составление чистоговорок
Очень Фантику понравилась последняя капель с песенкой –ФИН- почти как ДЕЛЬФИН. И ёжику очень жаль, что дельфин не живёт в нашем лесу.
-А дельфины живут в лесу? Если мы придумаем чистоговорки про дельфина, то Фантик узнает много нового.
ФИН-ФИН-ФИН - В МОРЕ ПЛАВАЕТ ДЕЛЬФИН.
ФИН-ФИН-ФИН - ЧЕЛОВЕКА В МОРЕ СПАС ДЕЛЬФИН.
ФИН-ФИН-ФИН - МОРСКОЙ ЗВЕРЬ-ЭТО ДЕЛЬФИН.
Эта игра понравилась нашим друзьям. Слонёнок задумался: «ФЫ – это как в слове ЖИРАФЫ. Я знаю они живут…» Дети составляют чистоговорки со словом "жирафы"
ФЫ-ФЫ-ФЫ - В АФРИКЕ ЖИВУТ (какие) ЖИРАФЫ.
Физминутка
Игра на внимание: Если говорю слово «дельфины», то показываем так. (показ волнообразных движений округлёнными ладонями).Если называю слово «жирафы», то делаем так. (показ: ходьба на носках и вытягивание шеи). А если слышите Фантик, то показываете так (пальчиковый уклад "ёжик") и фырчим: «Ф-ф-ф»
• Позиционный анализ слов. Индивидуальная работа детей.
Филин вспомнил, что уже совсем скоро ожидается прибытие перелётных птиц, просит помочь их встретить. Не откажем в помощи? Берём клеёнки и проходим за столы.
-Кого из перелётных птиц ждём? (ответы детей)
-В лесу пока нет яркой зелени, а так хочется, чтобы деревья к прилету птиц были нарядными. Филин просит украсить дерево разноцветными флажками с яркими картинками.
Вот, например, у меня флажок, а на нём схема. Располагаю его звуковой схемой вверх. Выкладываю из корзинки картинки. Произносим хором…. Нахожу картинки по схеме т. е. со звуком /ф/ в начале. Это … фуражка, фасоль. Наношу на них клей, приклеиваю под схемой. Флажок готов!
Пока раздаю корзиночки, запоминаете с экрана последовательность работы
(индивидуальная работа детей)
Проверка работы детей. Дети рассказывают о картинках на своём флажке. Например: -У меня флажок с фикусом и фиалкой
-Как считаете, нам удалось украсить дерево к прилёту птиц? Сделать флажки нарядными нам помогли картинки, с какими звуками? Что сегодня узнали про звуки /Ф/, /Фь/?
3. Итог.
Пора прощаться с нашими знакомыми. Чем вам запомнилось сегодняшнее путешествие?