Елена Асмолова
Конспект занятия «Звук волшебник «М»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук волшебник М
Картинка символ
Звук М
Буква М - четырнадцатая буква русского алфавита. Буква М обозначает согласный звонкий звук : твердый [М] и мягкий [М’].
Слова, начинающиеся на букву М: масло, метель, мороз, месяц, май.
Буква М в середине слов: камбала, комар, стоматолог, космос.
Буква М в конце слов: сом, погром, терем.
Несколько букв М в одном слове: мембрана, мамонт.
Звук М
Артикуляция звука
Публикация «Конспект занятия „Звук волшебник „М“» размещена в разделах
Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. При произнесении звука М ощущается вибрация щек и носа.
Постановка звука
По подражанию. Логопед прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Ребенок ощущает вибрацию на щеке логопеда и воспроизводит ее путём тактильного контроля через свою ладошку.
Практический материал по автоматизации звука М
Повтори слоги.
Ма - мо Ма - мо - му Ам - ом - ум - ым
Мо - ма Му - мы - ма Ум - ом - ам - ым
Му - мы Мо - ма - му Ым - ом - ам - ум
Мы - му Му - ма - мы Ом - ум - ым - ам
Повтори слова.
Звук в начале слова : Мак, маг, мал, Маша, магазин, машина, малина, маляр, мандарин; мыть, мытьё, мыс, мыло, мычит; мот, мох, моток, монета, молот, монолог, море, моряк, мороз, морковь; Мук, муть, мука, муха, мусс, музей, музыка, мулат, Мурка, мурлыкать.
Звук в середине слова : Мама, кума, Кама, дума, дома, дама, сума, зима, КАМАЗ, намазать, команда, ломать, рама, Роман, комар, ромашка; кумыс, камыш, рамы; комод, комок, дымок, немой, замок, лимон; кому, тому, хомут, замутить, талмуд.
Звук в конце слова :
Дом, дым, дам, вам, бам, бом, ком, сом, сам, зам, шум, лом, ром, альбом, налим, храм, бром, срам.
Стечение согласных звуков в слогах и словах : Мка, мно, мне, мни, мла, мра, мру, рма, рчма. Умка, Томка, сумка; много, многие, умножить, умножение; мне, мнение, сомнение; камни, помни, разомни; млад, младенец, младший; мрак, мрачно, мрачный, мрамор; корма, корчма.
Артикуляционная гимнастика
Попросите ребенка сесть ровно, голову держать прямо и спокойно.
Губы следует сомкнуть.
Тянем длительно звук «М».
Воздух выпускаем через нос при этом.
Звукоподражания
му (корова, ме (коза).
Заводная кукла
Поиграйте с ребенком в следующую игру. В этой игре у ребенка роль куклы. Вы заводите «куклу» ключом, после чего она произносит: «Ма - ма». Звук «М» нужно постараться выделить голосом.
Пальчики здороваются
Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки, произносим слоги «ма», «мо», «му», «мы» при каждом соприкосновении.
Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.
Потешка
Мычит корова на луну:
«Му - му, молока кому?»
Повтори скороговорки.
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
Повтори загадки.
Красная девица сидит в темнице,
Голова на ножке,
А коса на улице.
(Морковь)
В голове горошки.
(Мак)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настает,
Тогда перестает.
(Муха)
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
(Машина)
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
Загадки про букву М
Вначале несколько загадок - обманок, это когда по рифме хочется сказать одну букву, а на самом деле ответ - совсем другая буква. Автор – И. Агеева
Видим мы в Москве метро,
А над входом букву.
Ответ: не О, а М
Эти загадки нужно продолжить, подставив в рифму нужную букву. Автор - И. Агеева
Давно известно детям всем:
Корова знает букву.
Автор этой загадки Н. Пунько, ее нужно продолжить по рифме, подставив нужную букву
Медвежонок кушал мё д:
Лапку - в бочку, лапку - в рот.
И рычал: "Медок я съем
И запомню букву. "
В этой загадке нужно сначала отгадать слова, о которых идет речь, а затем - букву, на которую начинаются эти слова.
Эта буква спит в берлоге,
Моет руки, моет ноги,
Надоедливо жужжит
И по комнате кружит.
Ответ: буква М (медведь, мыло, муха)
Скороговорки на букву М
Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
На речной мели мы на налима набрели
Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Масляничный блинок масли масляным маслом из маслёнки.
На меду медовик, да мне не до медовика.
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Стихотворения про букву М
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
Вот качели –
Буква М!
Здесь качаться можно всем!
То вниз, то верх бежит перо,
Рисуя букву М, —
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит –
И все конца ей нет.
Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я –
Это мы».
А между тем
Получилась буква М.
Не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М.
Повстречала Мишку Мышка
И сказала: слушай, Мишка,
Мы с тобой похожи тем,
Что и ты, и я – на М.
Буквы Мишка — косолапый
Называет без проблем,
Он учил их вместе с папой,
Больше всех он любит «М».
С этой буквы слово Мишка
И любимый Мишин мед,
И малина, и мартышка,
Но последняя не в счет,
Муравей, масленок, мышка,
Слово мох и слово мех,
Слово Мама, знает Мишка:
Это слово – лучше всех!
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.
Мы с тобой идем за ручку –
И не просто так совсем!
Мы с тобой соединились
Вот в такую букву «М».
Буквой «М» шагаем в школу,
Буквой «М» спешим домой,
Буквой «М» весь день по кругу
На катке скользим зимой.
Ну, а если кто-то будет
Нам вопросы задавать,
Как загадочную нашу
Букву «М» расшифровать, –
Мы подумаем немного
И ответим невпопад.
Я скажу:
«Наверно, «МОРЕ»…»
Ты воскликнешь:
«МАРМЕЛАД!»
Я скажу:
«И МАНДАРИНЫ!»
«МАЙСКИЙ ЖУК!» –
Добавишь ты.
А еще на эту букву
Начинаются «МЕЧТЫ»!
Начинаются «МОРОЗЫ»
И «МЕТЕЛИ» у зимы.
И с такой же самой буквы
Начались недавно МЫ.
Мамина буква, как вы не смотрите,
Самая красивая в нашем алфавите,
Букву М нам надо знать,
Чтобы Маму к нам позвать.
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем -
Получилась буква М.
Поговорим с буквой М
Однажды букве М стали задавать вопросы, а она на них отвечала:
Что бывает зимой? Морозы, метель
Что ты любишь кушать? Мороженое, мед, макароны
Что ты коллекционируешь? Марки
Какие ягоды ты любишь? Малину, морошку
Кем ты хочешь стать? Музыкантом, маляром, медсестрой
Звук Мь
Артикуляция звука
См. звук М. Разница заключается в том, что при произнесении звука МЬ губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.
Постановка звука. По подражанию.
Слоги.
Мя - ме - мю Мя - мя - мя
Мя - мю - ме Ямь - ямь - ямь
Ми - мя - мю Ми - ми - ми
Мю - ме - ми Ме - ме - ме
Мё - ми - мя Имь - имь - имь
Мю - мю - мю Емь - емь - емь
Звук в начале слова :
Мяу, мять, мяч, мята, мятный, мягкий, мякоть, мясо, мятеж, мямля, мясорубка; мина, мигать, минута, минус, мишка, миля, Мила, милый, мир, минор; медь, медик, метать, метка, медведь, место, медуза, мешок, метель, медаль, мебель, мел; мёд, мёл.
Чистоговорки.
Ми - ми - ми - я пою ноту ми. Ми - ми - ми - идём сами.
Повтори загадки.
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
(Мяч)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(Медведь)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)
Рогатый, а не бодается.
(Месяц)
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
(Метла).
Повтори пословицы, поговорки.
С волками жить – по-волчьи выть. Кто смел, тот и съел.
Стихотворение.
Мячик.
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)
Дифференциация звуков М – МЬ
После того, как поставлены и автоматизированы звуки М, МЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков М - МЬ
Повтори слоги.
Ма - мя Му - мю Мы - ми
Мя - ма Мю - му Ми - мы
Ма - мя - ма Му - мю - му Мы - ми - мы
Мя - ма - мя Мю - му - мю Ми - мы - ми
Повтори слова.
Мал - мял Мама - мята
Мотмёд Моль - миля
Мать - мять Зима - знамя
Комод - камин Кума - имя
Маг - мягкий Мыс - тмин
Мыло - мило Кумыс - камин
Мала - мяла Ломать - замять
Масло - мясо Мороз - минус
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.
Краткое описание:
Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.
Игра «Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Краткое описание:
Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
Игра «Где позвонили?»
Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.
Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
Краткое описание:
Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Игры на развитие силы голоса
«ГРОМКО – ТИХО»
Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».
«ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ»
Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.
Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.
«НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ»
Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.
Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др., коробка для игрушек.
Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.
«ДУЕТ ВЕТЕР»
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
Игры на развитие дикции
Повторюша
Для развития дикции у детей стоит начать с самого простого: повторения несложных звуков и слогов. Следующее упражнение-игра направленно именно на это: вы произносите строчку, а малыш повторяет вместе с вами последний слог.
• Уже близко детвора – РА-РА-РА
• Начинаем мы игру – РУ-РУ-РУ
• Мы активны и бодры – РЫ-РЫ-РЫ
• Будем прыгать до зари – РИ-РИ-РИ
• Есть у мальчика ведро – РО-РО-РО
• Мы используем его – ГО-ГО-ГО
• Носим воду мы в ведре – РЕ-РЕ-РЕ
• В дом, который на горе – РЕ-РЕ-РЕ
• Воду только не жалей – ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ
• Мы поставим самовар – АР-АР-АР
• Вместе испечем калач – АЧ-АЧ-АЧ
• Будем пить горячий чай – ЧАЙ-ЧАЙ-ЧАЙ
• После вновь пойдем скакать – АТЬ-АТЬ-АТЬ
• Мы поймаем егозу – ЗУ-ЗУ-ЗУ
• Порезвимся мы в лесу – СУ-СУ-СУ
• Посидим у шалаша – ША-ША-ША
• Без игры и галдежа - ЖА-ЖА-ЖА
• А потом наступит ночь – ОЧЬ-ОЧЬ-ОЧЬ
• Мы отправимся домой – ОЙ-ОЙ-ОЙ
• Выключим ночной фонарь – АРЬ-АРЬ-АРЬ
• Вместе с нами засыпай - АЙ-АЙ-АЙ
Скотный двор
Мы писали о похожей игре, которая направлена на развитие дыхания, в данном случае, мы делаем акцент на развитие дикции. Задача ребенка как можно четче произносить звуки, характерные для тех или иных животных. Для этого, как и в первом упражнении, нужно произносить последние слоги вместе со взрослыми.
• Наши уточки с утра говорят – «Кря-кря-кря!»,
• Наши гуленьки вверху прокричат – «Гу-гу-гу!»,
• Наши гуси у пруда громко скажут нам – «Га-га-га!»,
• В вот курочки в окно очень тихо – «Ко-ко-ко!».
• Смело скажет нам буренка – «Му-му-му»
• Кошка-мама позовет котенка: «Мяу-мяу-мяу»
• Пес ответит очень смело: «Гав-гав-гав»
• А лягушка неумело: «Ква-ква-ква»
Угадай-ка
Когда дети хорошо освоили предыдущее задание и знают все звуки, можно проводить эту игру, она проходит в группе. Приготовьте заранее карточки с изображениями животных (или просто напишите названия животных на бумажках) и положите их в мешок. Приглашайте ребят по очереди в центр зала, просите достать карточку, а затем, воспроизвести звук, характерный для животного, которое нарисовано на карточке. Остальные участники должны угадать. Основная задача малыша четко произносить звук.
Асмолова Е. С.