Ольга Егорова
Звук и буква Ж (конспект занятия с использованием мнемотехники)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
ТЕМА: Звук и буква Ж.
ЦЕЛЬ: познакомить с новым материалом, развитие фонематического слуха, фонематических представлений, учить составлять схему слова, определять количество слогов.
Публикация «Звук и буква Ж (конспект занятия с использованием мнемотехники)» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со звуком Ж, буква Ж на каждого ребенка. Схема определения звуков : гласный, согласный, мягкий, твердый, звонкий, глухой; индивидуальные карточки на каждого ребенка для определения места звука Ж в словах; ручки, пеналы, таблички с символами, открытки на трансформацию, открытки на сюжет.
ХОД ЗАНЯТИЯ : Дается образная настройка вместо организационного момента.
Логопед показывает картинку ЗИМНЕГО ДНЯ. Ребята, давайте погуляем в лесу. Представьте, что мы оказались в лесу. А я расскажу вам сказку.
Сидел ветер на елочке, ножками болтал и решил ветер, что он принесёт капельки. Хотите с ветром полететь? Глазки закрыли и полетели вместе с ветром к морю. Ветер собрал много-много капелек и принес к полянке, но увидел тучу мороз и решил заморозить и превратил капельки в снежинки, пошёл вместо дождя снег. Стали снежинки таять и превращаться в цветы. Открыть глазки – мы цветочки. Они поднимают головки, чтобы личико стало мягкое, а ушки длинные. А затем разогрели ручками щёчки - погрели на солнышке. Солнышко ласковое, оно любит цветочки.
1. А теперь я буду говорить слова, а вы будете их запоминать. Сегодня будем превращать. Будем смотреть пластилиновый мультфильм (логопед показывает открытки). Буква Ж, жук, черепаха, коралл, решётка, бабочка, тигр, рыбка полосатая, цветок, кот, памятник, корабль, свеча, снеговик, фигуристка, роза, Дюймовочка. (трансформация). Слова на трансформацию дети говорят в конце занятия (17 слов).
2. Логопед показывает детям коллаж по звуку Ж и объясняет место образования звука Ж, спрашивает, какой это звук?
Дети: Согласный, так как произносим коротко; звонкий, т. к. звенит в горлышке; всегда твёрдый. Показывают по таблице символов обозначение твёрдости, глухости, согласный.
3. Логопед прикрывает рот карточкой и произносит звуки : с, ш, ж и т. д. Когда дети слышат звук Ж, они поднимают флажок.
4. Дети составляют сюжетный рассказ по картинкам: Маша – лошадь – Золушка – башмачок – мыши – совушка – девушка – шишки – мишка с гармошкой – лягушка – Красная шапочка – шары – кошка – петушок.
«Девочка Маша во сне отправилась на лошадке путешествовать по сказке. Она увидела Золушку, которая потеряла башмачок, и её кони превратились в мышей. Затем Совушка вывела Машу на полянку, где под ёлкой, на которой висели шишки, играл на гармошке Мишка, а девушки танцевали. На болоте квакали лягушки, а по дороге шла Красная шапочка. Она подарила Маше шарики. С ней была нарядная кошка. Но наступило утро, петушок пропел ку-ка-ре-ку. Маша проснулась».
5. Каждому ребёнку логопед дает карточку с картинками для определения места звука Ж в словах (дети работают) с пеналами и фишками.
6. Дети составляют схемы слов: жуки, жарко – выкладывают фишки. На фланеграфе выставляются обозначения: согласный, гласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой.
7. Физкультминутка: «Я весёлый майский жук
Знаю все сады вокруг…»
8. Рассматривание буквы Ж, чтение слогов. На каждого ребенка выдается буква Ж – дети смотрят, ощупывают ручками (тактильные ощущения). Дети говорят, на что похожа буква Ж. Логопед раздает детям расчерченные таблички 3х3 клеточки и показывает мнемотабличку. Дети заполняют мнемотабличку и находят в ней спрятанное слово «ЁЖ». Сочиняем сказку «Три жука» : Жили – были три жука. Они жили в домике возле ёлочки. Однажды, когда светило ярко солнышко, жуки решили пойти погулять. Один пошёл в одну сторону, другой – в другую, а третий не знал, с кем пойти. Так они и гуляли по одному. А когда наступил вечер, солнышко село. Жуки прибежали домой. Они долго рассказывали, где были и что видели.»
9. Подведение итогов занятия. Дети вспоминают слова на трансформацию.