Елена Зубанова
Зрительные нарушения у школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительные нарушения у детей и рекомендации педагогам
при работе с обучающимися в соответствии с диагнозом.
Если у ребёнка миопия (близорукость).
Снижается точность, полнота и скорость при восприятии настенных карт, таблиц, при наблюдении за предметами и процессами, находящимися на расстоянии во время экскурсий. Возникают трудности при чтении, письме, выполнении трудовых операций, восприятии художественных изображений.
Действия педагога:
Публикация «Зрительные нарушения у школьников» размещена в разделах
-необходимо следить за использованием индивидуальных средств оптической коррекции (по назначению окулиста);
-дублировать мелкие натуральные объекты увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки;
- использовать пособия с высокой контрастностью изображения;
- полностью исключить работу с мелкими деталями;
- контролировать, чтобы дети работали на расстоянии не менее 30 см от глаз, а при чтении использовали подставку;
- избегать зрительной работы с переведением взгляда вблизи-вдали;
-каждые 10-15 минут необходимо делать отдых (например, чередовать с работой на слух);
Если у ребёнка гиперметропия (дальнозоркость).
При гиперметропии возникают следующие трудности восприятия:
Так же как и при миопии, снижается точность, полнота и скорость восприятии. Дети с гиперметропией испытывают трудности во время занятий, предполагающих длительное рассматривание мелких объектов. Такие трудности возникают, например, при чтении, письме, восприятии раздаточного материала (текстовых карточек, картинок, чертежей, географических и исторических карт, изображения могут быть расплывчатыми.
Действия педагога:
- необходимо контролировать использование очкОвой коррекции даже при небольшой степени гиперметропии (по назначению окулиста)
- при средней и слабой степени гиперметропии предлагать фронтальные наглядные пособия;
- дозированно использовать индивидуальный раздаточный материал,
- предлагать выполнять задания на горизонтальной плоскости, без подставки,
- обводить чёткий контур, соблюдая высокий контраст;
- увеличивать время восприятия для формирования целостного образа
- чередовать зрительную работу вблизи с переведением взгляда вдаль.
Если у ребёнка астигматизм.
При той или иной форме астигматизма дети испытывают те же трудности, что и при миопии и гиперметропии соответственно. Также детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как плохо видят границы плоскостЕй.
Действия педагога:
- следить за использованием индивидуальных средств оптической коррекции (по назначению окулиста);
-использовать яркие краски в наглядном материале, это стимулирует цветовоспринимающий аппарат и снимает часть нагрузки с аккомодационных мышц;
-наглядное пособие всем детям с диагнозом «астигматизм» надо давать в руки,
- на стол или парту приклеить полоску для обозначения положения тетради, либо использовать бортики;
-подбирать (или адаптировать) пособия, чтобы у них был чётко выделенный контур
-при гиперметропическом астигматизме дозированно использовать мелкие предметы, мелкие рисунки; плоскость рабочей поверхности – горизонтальная
-при миопическом астигматизме – показания, что и при миопии, плоскость рабочей поверхности – вертикальная.
Если у ребёнка косоглазие.
Характеризуется отклонением одного из глаз от общей фиксации.
Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения (зрение двумя глазами). И как следствие –
- ограничение восприятия окружающего мира;
- снижение скорости восприятия;
- затруднение динамического восприятия;
- осложнение направления и фокусирования взгляда на объекте;
- отсутствие чёткого видения предметов.
Действия педагога:
- следить за использованием индивидуальных средств оптической коррекции (по назначению окулиста);
- проводить активные мероприятия по тренировке глазодвигательной мышцы.
- не использовать движущуюся наглядность
- увеличивать время на восприятие
- учитывать, что при расходящемся косоглазии – плоскость рабочей поверхности должна быть горизонтальной, а при сходящемся косоглазии – вертикальной.
Если у ребёнка амблиопия.
Амблиопия представляет собой своеобразное расстройство зрительной функции, характеризующееся более или менее выраженным понижением остроты зрения, не поддающимся оптической коррекции.
Амблиопия может быть различной степени выраженности - от незначительного снижения зрения до светоощущения.
При амблиопии затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается фиксация взора, восприятие формы и величины предметов. Нарушено бинокулярное зрение, затруднена ориентировка в пространстве.
Действия педагога:
- следить за использованием индивидуальных средств оптической коррекции (по назначению окулиста);
- предлагать лаконичный и понятный дидактический материал; крупные предметы.
- увеличивать время рассматривания;
- обращать внимание на целенаправленное восприятие характерных деталей и особенностей предмета;
- следить, чтобы на столе не было глубоких теней, слепящего света.
- Рассматривание и обследование объектов на уроке сопровождать словесным объяснением.